КРИМИНАЛ
Мой знакомый одессит, потомственный еврей и доморощенный философ, любит повторять: "Мы, русские, очень странный народ: чтобы убедиться, что жизнь на воле прекрасна, нам необходимо сесть в тюрьму. При этом мы почему-то упускаем из виду, что тюрьма отнюдь не учит зека правильно жить в обществе – она учит его искусству выживания…"
МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО
Тюменцы Владимир Карышев и Николай Иванищев были ровесниками и соседями, оба проживали в многоэтажках областного центра по улице Олимпийской. И если Карышев, пусть и без особого желания, продолжал с грехом пополам учиться в техникуме, то Иванищев давно ничем себя не утруждал, предпочитая шляться по вечерам в пивных компаниях и мечтать о том дне, когда внезапно разбогатеет. Впрочем, в волшебные сказки ни тот, ни другой давно уже не верили. Оба отчетливо сознавали, что сладкая жизнь с неба не свалится, ее надо брать за рога, выворачивая попутно чужие карманы с мелочью. Результатом столь прямолинейного вывода стали судебные разбирательства и сроки лишения свободы (пока, правда, условные).
Урок не пошел впрок, и от заурядного мошенничества приятели плавно перешли к грабежу с умышленным причинением легкого вреда здоровью. Но и тут отделались легким испугом, продолжая строить наполеоновские планы относительно быстрого обогащения за чужой счет.
Но одно дело – мечтать, и совсем другое – планировать убийство человека с целью завладеть его автомобилем. А человек на примете у наших "мечтателей" был. Денис Лигов, давний знакомый Владимира Карышева, рассекал по тюменским улицам на новенькой «Шкоде». На зависть многим двадцатилетним сверстникам. Что, по мнению Карышева и Иванищева, было вопиющей несправедливостью. Богатенького выскочку следовало проучить, поставить на место, а лучше всего – сразу убить и закопать, а машину продать хотя бы на запчасти.
Эта идея давно вонзилась в необремененную мировыми познаниями голову Карышева и назойливо требовала реализации. Воплощение, в случае успеха, мгновенно решало материальные проблемы, открывало великолепные возможности для веселого времяпрепровождения. И Карышев, собравшись с духом, посвятил Иванищева в свой незатейливый план. Он был простой: заманить Лигова в лес, перерезать ему горло и завладеть автомашиной. Труп закопать.
– Ты, главное, не дрейфь, – настоятельно внушал Иванищеву Карышев. – Я сделаю так, что он сам увезет нас в укромное местечко, там я выманю его из машины, чтобы салон не запачкать, отвлеку – а уж ты постарайся, не промахнись!
Иванищев тупо молчал, но послушно кивал.
БАБУШКИН НОЖ
Сентябрьским утром приятели приехали к бабушке Карышева, проживающей в частном доме по улице Совхозной. Покрутившись на кухне, вороватый внучок слямзил из стола хозяйственный нож – острый, с большим лезвием. Таким хоть кого можно завалить, даже крупного кабана. Бабушка этим ножом пользовалась крайне редко (забегая вперед, добавим, что пропажа была обнаружена хозяйкой лишь через две недели). Приятели пожелали бабусе крепкого здоровья и прямиком направились к дому, где обитал интересующий их объект – Денис Лигов.
Карышев вызвал Дениса на улицу и попросил отвезти их с Иванищевым в первый микрорайон Тюмени.
– Понимаешь, старичок, дело срочное, а денег на тачку нет, – скороговоркой убеждал Дениса внезапно разволновавшийся Карышев. – А потом мы заедем еще в одно место, у нас там сразу появятся деньги, и мы с тобой рассчитаемся сполна. Выручай, дружище!
– Да ладно, – смутился Денис. – Отвезу я вас, куда скажете. Чего я, не понимаю, что ли?
Из показаний Р. Лиговой, матери: «Из окна квартиры я видела, что Володя Карышев, бывший наш сосед, уговаривает о чем-то Дениса. Рядом стоял еще какой-то парень, которого я раньше не знала. Вскоре Денис вернулся, взял ключи от машины и сказал, что отвезет своих приятелей в первый микрорайон. Они уехали…»
Уже сидя в машине, Карышев заговорщически подмигнул сидевшему за рулем Денису и попросил изменить маршрут следования.
– Едем на Войновку! – объявил Карышев. Заметив удивленный взгляд Дениса, понизил голос и радостно сообщил, что едут не просто так, а чтобы раскопать, наконец, тайник, где лежат большие деньги.
– Ух, ты! – доверчиво мотнул головой Денис и поехал строго по указке Карышева.
Проехали станцию Войновка, свернули в лес. По бездорожью преодолели метров 300-400. Здесь Карышев с Иванищевым вышли из машины и стали озираться, делая вид, что пытаются определить, туда ли приехали.
– Кажется, здесь! – удовлетворительно выдохнул Карышев.
ТРУХЛЯВЫЙ ПЕНЬ
– Ты нам поможешь? – обратился к Денису Карышев, видя, что тот продолжает сидеть в машине. – Дай ломик или монтировку – надо разворошить вот этот пенек…
Метрах в двадцати и впрямь торчал из земли какой-то трухлявый обрубок, где, по словам Карышева, и были спрятаны несметные сокровища. Денис вышел из машины и протянул Карышеву гаечный ключ с алюминиевой трубкой на конце. Начали ковырять пень. Денис из любопытства присел рядом на корточки, оказавшись между двумя «кладоискателями». Неожиданно Иванищев схватил Дениса сзади за волосы, откинул его голову и ударил лезвием ножа по шее. Из раны хлынула кровь.
И тут произошло то, чего Иванищев и Кадышев ну никак не ожидали. Раненый Денис вскочил и побежал. Он бежал так быстро, ловко лавируя среди деревьев, что пускаться за ним в погоню было уже бесполезно. Больше того, Иванищев от испуга кинулся бежать в прямо противоположную сторону, выронив по пути окровавленный нож.
Денису удалось добежать до железнодорожных путей, когда в глазах у него потемнело. Перед тем как потерять сознание, он успел тормознуть старенький «Форд» и сообщить водителю-пенсионеру о совершенном покушении. Мужик оказался не из пугливых, окровавленного Дениса тут же увез в больницу, где ему сделали срочную операцию. По словам хирурга, пострадавшему сильно повезло, что лезвие ножа прошло всего в миллиметре от сонной артерии.
Прибывший на место преступления наряд полиции задержал Карышева в подавленном состоянии. Он растерянно сидел возле вожделенной автомашины и никак не мог поверить, что теперь, когда заветная «Шкода» стоит перед ним, воспользоваться ею не может, поскольку… не имеет навыков вождения. Вот Иванищев, тот умеет. Но его и след простыл.
Иванищева задержали вечером, на квартире одной из подружек. Оба преступника, исходя из личного опыта общения с правоохранительными органами, вовсю пытались представить дело так, будто никакого предварительного сговора на убийство Дениса Лигова между ними не было. Затем, как водится, «раскололись», ибо против фактов не попрешь. Да и оброненный в лесу бабушкин нож тоже приобщили к делу.
Тюменский областной суд приговорил Владимира Карышева и Николая Иванищева к 14 годам лишения свободы каждого с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Прежние, условные, сроки наказания будут присовокуплены самостоятельно.
* Фамилии изменены.
Григорий ЗАПРУДИН



