СУТЬ – НИЧТО, ПИАР – ВСЁ 

ПРЕСС-ОБЗОР 

ВЛАДИМИР ПУТИН ПОНАЖИМАЛ ДВУМЯ-ТРЕМЯ ПАЛЬЦАМИ КЛАВИШИ НА РОЯЛЕ – И ЭТО СТАЛО СОБЫТИЕМ ФОРУМА 

В понедельник, 15 мая, в Пекине завершился двухдневный форум «Один пояс – один путь», собравший более полутора тысяч участников из 130 стран. Представительство было высоким, а то и высочайшим. 

Резиденция председателя Китая огромна. Десятки тысяч гектаров. Это вообще не резиденция, а город, в который когда-нибудь будут возить экскурсии, такие же, как сейчас возят в Запретный город. Тем более что этот город и сейчас уже тоже Запретный, как никакой другой. 

Чтобы российские журналисты попали на встречу Си Цзиньпина и Владимира Путина, их проверили четыре раза на территории резиденции. Проверили бы и еще пару раз, да не успели – начиналась встреча. 

Владимир Путин, как только приехал, причем раньше, чем председатель КНР, увидев в холле рояль, сел за него. И сыграл. Точнее, как он сам говорил, «это была не игра: нажимал на клавиши двумя-тремя пальцами». Сначала «Московских окон негасимый свет». Потом «Город над вольной Невой». 

Путин уже неоднократно демонстрировал на публике свое умение «нажимать клавиши». Так, в октябре 2010 года, будучи председателем правительства, он сыграл «С чего начинается Родина» на благотворительном концерте в Санкт-Петербурге в поддержку деятельности по борьбе с детскими онкологическими и офтальмологическими заболеваниями; в январе 2014 года – «Московские окна» студентам МИФИ, сообщает ТАСС

Новость облетает новостные ленты. 

Пресс-секретарь Дмитрий Песков в беседе с журналистами уточнил, что «пока (Путин) ждал начала двусторонней встречи с Си Цзиньпином, президент изучал бумаги справочные к предстоящей беседе и заодно поиграл на рояле». 

Могло ли это событие не затмить форум «Один пояс – один путь»? Могло. Но затмило, по крайней мере, для российских информационных агентств и телеканалов, открывает тему «Коммерсантъ»

К этому времени российский президент и китайский председатель уже успели побывать на открытии форума. Первым выступил, по понятным причинам, Си Цзиньпин. 

– Сегодня ведущие умы обсуждают великие возможности, – начал он. 

В зале сидели около тридцати глав государств. 

– Великий шелковый путь – это наш путь! – говорил председатель людям, которые понимали, что это не «семерка» (слишком глобально для нее), приехали в Пекин, отдавая себе отчет в том, что участвуют в историческом событии, потворствуя великим амбициям Си Цзиньпина. 

Причины беспокойства европейских партнеров понятны. Основные маршруты экономического пояса будут проходить из Китая через Центральную Азию и Россию до Европы и Балтийского моря; через Центральную Азию и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю; в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, к Индийскому океану. 

Добавьте к этому маршруты транспортировки газа, которые меняют направление («Сила Сибири» строится в Китай), потенциально на подходе Япония и Индия. И что мы видим? Мы видим, как на глазах формируется Большая Евразия. Китай возносится на вершину геополитического олимпа. 

«Один пояс – один путь» включает и российскую инициативу Евразийского экономического союза, и казахстанскую, и монгольскую, и турецкую, и польскую», как же без нее, успокаивает председатель. 

– Полным ходом идет сотрудничество с Лаосом, Камбоджей, – продолжает он, и светлеют лица лидеров Лаоса и Камбоджи: про них не забыли. 

– Необходимо создать международные отношения нового типа! – заявляет Си Цзиньпин, и всем понятно: здесь нет преувеличения. 

– Надо создать отношения безблокового подхода, – говорит председатель, и ясно, что НАТО – не его масштаб. 

– Вдоль Великого шелкового пути была земля, где текли молоко и мед, – рассказывает китайский лидер, – а сейчас названия некоторых стран звучат как синонимы кризиса и войны!

И хочется подставить ладонь под этот мед, замечает журналист «Коммерсанта», и не хочется даже думать про ту войну. 

А он уже про «общедоступность дивидендов» – и разве может быть что-то выше этого?! 

– Надо обновить модель инвестиций и вообще модель финансирования в мире! – с ударением произносит Си Цзиньпин. И люди в первом ряду, то есть главы государств, кивают: надо – обновим! 

Журналисты чуть ли не в первый раз видят председателя КНР говорящим без бумажки – ему нужно смотреть в глаза этим людям, а главное, надо, чтобы они видели его глаза. 

На встрече с Владимиром Путиным Си Цзиньпин более спокоен. Здесь, в зале, пока Президент России играет на рояле (пытаясь, может, вернуть себе самого себя после часового сеанса всеобщей магии, а может, просто обрадовавшись, что стоит рояль, и даже, скорее всего, именно так), члены делегации готовятся к двусторонним переговорам. 

Си Цзиньпин уже слышал про то, чем на форуме ответил ему Владимир Путин. Он говорил про большую Евразию, и что надо сложить потенциалы всех проектов – и Евразийского экономического союза, и Шелкового пути, и главное – Северного морского! Да, российский президент не согласился войти составной частью в Великий шелковый путь, а, наоборот, предложил, объединив их все, выйти на цивилизационный проект большой Евразии, которая, будьте спокойны, включит в себя и Китай вместе со всем его величием. 

По некоторым сведениям, Владимиру Путину предложили в тексте речи похвалить разваленное Дональдом Трампом Транстихоокеанское партнерство, мыслью о котором столько лет жил Барак Обама – это выглядело бы и в меру жизнеутверждающе, и в меру цинично. Но Путин не стал плясать на костях Транстихоокеанского партнерства. 

Масштабные планы Китая – своевременная инициатива, поделился своим видением российский лидер. Во время общения с журналистами он сделал ремарку, смысл которой сводился к тому, что инициатива настолько хороша, что принадлежит уже не только Китаю, но и всем, кто собрался на форуме, продолжает тему «Lenta.ru»

Представители крупного бизнеса, в том числе европейского, в кулуарах делились своими впечатлениями, в частности, с российским президентом. По словам Путина, практически все сошлись во мнении, что необходим материк стабильности среди моря неопределенности. В США – острая политическая борьба, в Великобритании запущен процесс выхода из Евросоюза, да и в ЕС много проблем, перечислял он тревожные звоночки по всему миру. 

Рассуждая об экономической мощи, которую демонстрирует Поднебесная, российский лидер заметил, что действия Китая не направлены на поглощение, и решения, которые принимаются Москвой и Пекином, будут совместными, а значит, не пойдут во вред. «Россия не та страна, которая чего-то боится, – напомнил Путин. – Если это идет нам на пользу и на развитие нашей экономики, то ничего плохого. Грех не воспользоваться такими возможностями». 

В ближайшие несколько месяцев в Москве будут готовиться к визиту председателя КНР. В начале июля подпишут договоры, детали которых обсуждались в Пекине. Совместная задача – не только увеличить товарооборот, но и изменить его структуру. Россия, помимо природных ресурсов, хочет поставлять и технологии. Но при этом работа над газопроводом «Сила Сибири» идет по плану, споры о стоимости топлива устранены. «Практически все решено», – заметил Путин. В целом, по его словам, Россию не очень волнует и цена нефти: «Чувствуем себя спокойно, уверенно. Нас, честно говоря, даже цены не особенно пугают, потому что мы все проблемы закроем объемами». 

Президента спросили об испытаниях баллистической ракеты, успешно проведенных 13 мая Пхеньяном. Для России этот пуск угрозы не представлял, но Москва против таких испытаний. Путин призвал к переговорам с Северной Кореей. «Нужно возвращаться к диалогу с КНДР, прекратить ее запугивать», – президент напомнил о периоде, когда КНДР заявила о прекращении своей ядерной программы, но тогда у всех участников переговоров не хватило терпения. «Думаю, к этому нужно вернуться», – подытожил он. 

Российский лидер призывал к диалогу и в ситуации с сирийскими курдами, несмотря на непримиримое к ним отношение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. «Мы обсуждали этот вопрос, он высказывал озабоченность в этой связи», – рассказал Путин о недавнем общении с Эрдоганом в Сочи. Курды, на взгляд российского президента, являются существенным фактором в Сирии и принимают участие в борьбе против «Исламского государства». 

«Мы считаем себя вправе поддерживать с ними рабочие контакты – хотя бы для того, чтобы избегать возможных столкновений и ситуаций, которые могут создавать угрозы для наших военнослужащих», – подчеркнул Путин. В этой ситуации у турецких партнеров России нет поводов для беспокойства. 

В разговоре о хакерских атаках 12 мая не обошлось без упоминания Соединенных Штатов. В России кибератакам подверглись телекоммуникационные компании «МегаФон» и «ВымпелКом», под ударом оказались и государственные органы: хакеры пытались взломать серверы Минздрава и МВД, атаки на электронную инфраструктуру зафиксировали Сбербанк и РЖД. Ущерба они не нанесли, но в целом ситуация тревожная. 

«Что касается источника этих угроз, по-моему, руководство Microsoft прямо заявило, что первичным источником этого вируса являются спецслужбы Соединенных Штатов. Россия здесь совершенно ни при чем. Мне странно слышать в этих условиях что-то другое», – подчеркнул Путин. Главная проблема, на его взгляд, в том, что «джинны, выпускаемые из бутылки, особенно создаваемые в спецслужбах, потом могут наносить ущерб даже их авторам и создателям». 

Владимир Путин охотно делился своим видением процессов. Лишь на один вопрос Путин ответил немногословно: о планах на участие в предвыборной кампании. Не пришло ли время поделиться? «Нет», – сказал он, как отрезал. И отправился в Иркутск – инспектировать ситуацию с пожарами. 

Сергей ШИЛЬНИКОВ 

Евгений КРАН /рис./ 


32525