ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ 

ПРЕСС-ОБЗОР 

УКРАИНСКИЕ РАДИКАЛЫ НАЧАЛИ БЛОКИРОВАТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАГИСТРАЛИ 

Вечером 4 марта украинские радикалы начали блокировать ведущие в Россию железнодорожные магистрали Москва – Киев на станции Конотоп. Активисты, именующие себя «ветеранами войны за независимость» и «общественными патриотами», возвели «редут», получивший имя канцлера ФРГ Конрада Аденауэра.

Блокада просуществовала недолго – 5 марта организаторы отказались от затеи. «Ситуация с блокированием железной дороги в городе Конотоп урегулирована. С депутатами и участниками блокировки достигнуты договоренности», – сообщается на сайте «Украинских железных дорог». Там же указано, что железнодорожники договорились раз в месяц передавать депутатам Рады информацию о перевозимых грузах между Украиной и Россией. 

В компании поясняют, что на пограничной станции Хутор- Михайловский все поезда проходят процедуры пограничного и таможенного контроля. При этом железнодорожникам удалось избежать существенных сбоев в графике движения поездов. 

Полиция Украины открыла уголовное производство по факту блокирования, сообщает «Lenta. ru». 

Ранее подобные уголовные дела уже открывались, но толку – никакого: киевская власть или не способна контролировать ситуацию, или не хочет этого делать. 

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ИЗ-ЗА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КРИЗИСА 

Ветераны добровольческих батальонов и активисты украинских националистических организаций с 25 января блокируют железную дорогу в Луганской и Донецкой областях, требуя остановить торговлю с не подконтрольной Киеву частью Украины. Масштабы блокады постоянно увеличивались: 2 февраля был перекрыт переезд из Бахмута Донецкой области в подконтрольную ДНР Горловку, 11 февраля – заблокирована магистраль Ясиноватая – Константиновка, 27 февраля участники блокады заявили, что берут под свой контроль движение на мариупольском направлении, установив первый блокпост в районе поселка Новотроицкое. 

Блокада быстро сказалась на работе промышленных предприятий, находящихся на территории самопровозглашенных республик. 27 февраля об остановке последней доменной печи объявил Донецкий металлургический завод, входящий в группу «Донецксталь», сообщает «Газета.ru». 

Начальник департамента по связям с общественностью компании «Метинвест» (владелец – Ринат Ахметов) Дмитрий Мурашко ранее заявлял, что им пришлось остановить работу Харцызского трубного завода, Комсомольского рудоуправления и предприятия «Краснодонуголь». 20 февраля встали на консервацию Енакиевский и Макеевский металлургические заводы, также принадлежащие Ринату Ахметову.

26 января Украинская прокуратура открыла уголовное производство по факту блокирования железной дороги в Луганской области на линии разграничения. 

16 февраля против блокады выступил президент Украины Петр Порошенко, заявив, что ее участники вредят в первую очередь украинскому государству: «Они «защищают» украинскую металлургию от украинского же кокса, украинские семьи – от украинского тепла, украинские дома – от украинского света, украинцев – от рабочих мест». 

Правительс тву Украины пришлось объявить режим чрезвычайной ситуации из-за энергетического кризиса. Однако никаких практических мер, направленных на снятие блокады, власти до сих пор не приняли. 

«Петр Порошенко не станет её (блокаду) ликвидировать силовым путем. Свое решение относительно блокады вынесет народ Украины, и она будет снята», – заявил депутат Верховной рады от «Блока Петра Порошенко» Александр Черненко. Он не уточнил, каким образом это произойдет. В результате 27 февраля ДНР и ЛНР выдвинули Киеву ультиматум: или железнодорожные пути и автомобильные дороги будут разблокированы, или будет введено внешнее управление. 

АХМЕТОВСКИЙ ПЕРЕДЕЛ 

Одним из главных пострадавших от решений властей ЛНР и ДНР станет украинский бизнесмен Ринат Ахметов. 1 марта прекратил работу донецкий офис принадлежащей Ахметову телекоммуникационной компании «Укртелеком». В компании заявили, что «работа на временно не подконтрольных Украине территориях заблокирована из-за вмешательства неустановленных лиц и захвата офиса вооруженными лицами». «Прекращено предоставление услуг телефонной связи и доступа к сети Интернет для почти 200 тыс. человек». 

Заблокированным остается и стадион «Донбасс Арена», где с 2014 года размещался Гуманитарный штаб Рината Ахметова. Ранее предприятия Ахметова, по негласным договоренностям, представители самопровозглашенных республик не трогали. 

В Луганской народной республике внешнее управление введено на трех угледобывающих предприятиях, принадлежащих Ринату Ахметову: на ПАО «Краснодонуголь», ООО «ДТЭК Ровенькиантрацит», а также «ДТЭК Свердловантрацит». 

Функции временной администрации на предприятиях в обеих самопровозглашенных республиках будет выполнять донецкое ЗАО «Внешторгсервис». 

ПОТЕРИ АХМЕТОВА 

Компании Рината Ахметова объединены в группу СКМ. По данным официальных сайтов, на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР находятся 47 предприятий группы. Из группы «Метинвест» в «группу риска» входят 10 горно-металлургических компаний. Крупнейшие из них – Комсомольское рудоуправление, Харцызский трубный завод, Енакиевский металлургический завод (ЕМЗ). 

Согласно отчету «Метинвеста» за 2016 год, ЕМЗ стал третьим заводом группы по объемам производства чугуна (1,8 млн т) и стали (1,9 млн т). Компания ДТЭК, также входящая в СКМ, может потерять теплоэлектростанции, находящиеся на территории самопровозглашенных республик. 

По оценке источника, близкого к «Метинвесту», горно- металлургические предприятия холдинга на не контролируемой Украиной территории приносили ему порядка $1,5 млрд годовой экспортной выручки. От их поставок зависят и предприятия на самой Украине. Так, прекращение поставки угля с ПАО «Краснодонуголь», входящего в «Метинвест», приведет к снижению производства кокса на коксохимических заводах Украины на 1 млн тонн в год, а от прекращения поставок флюсов с Комсомольского рудоуправления пострадают два крупных металлургических завода холдинга в Мариуполе и Запорожье. 

Из-за остановки заводов «Метинвеста» и предприятий на неконтролируемой территории Украина в целом может потерять $2,4 млрд валютной выручки в год, приводит расчеты компании собеседник РБК. 

Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький оценивает потери «Метинвеста» Рината Ахметова от блокады в $6–10 млн в месяц. 

ПОТЕРИ УКРАИНЫ 

Бюджет Украины, по данным Беленького, в случае продолжения блокады по итогам года недосчитается 2,5–3 млрд гривен. Сократить придется 45 тысяч рабочих мест. Из них 25 тысяч – на контролируемой Украиной территории, а 20 тысяч – на территории ДНР и ЛНР. 

Украинский политолог Константин Батозский поясняет на страницах «Коммерсанта», что оказавшимся на территории самопровозглашенных республик предприятиям ранее пришлось перерегистрироваться на территории, контролируемой Киевом, чтобы продолжать свою работу. Таким образом «из дотируемых Россией бюджетов республик выплачивались пенсии и зарплаты бюджетникам, а рабочие уцелевших заводов продолжали получать украинскую зарплату». 

«До 70% грузов до начала блокады шли в рамках производственных цепочек предприятий Рината Ахметова, – пояснил Батозский. – Так что в первую очередь блокада бьет по нему. Если же ДНР и ЛНР возьмут эти предприятия под свой контроль, то выплата зарплат рабочим ляжет на бюджеты республик и, соответственно, на бюджет России». 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ С РОССИЕЙ 

Глава ДНР Александр Захарченко 1 марта заявил, что ДНР уже на этой неделе планирует получить из России сырье для украинских предприятий, на которых власти республики ввели внешнее управление: «Сырье будем получать из Российской Федерации. Этот процесс проговаривается». 

Российские металлурги с комментариями не спешат. Но там наверняка есть свои схемы. 

Политологи, зачастую далекие от реального производства, рассуждают о том, что российские компании, вероятно, не будут покупать сырье с предприятий, подконтрольных ДНР и ЛНР, опасаясь санкций. 

Директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА Максим Худалов обращает внимание на то, что «не вся эта продукция востребована в России». Так, продукция Енакиевского метзавода с учетом роста себестоимости при поставках российского сырья окажется дороже российской. Худалов полагает, что она небольшими партиями через мелких трейдеров будет экспортироваться через российские порты на традиционные для России и Украины рынки Турции и Ближнего Востока. 

Схема, конечно, туманная. Но в случае взаимной выгоды запреты не помеха: запрещать что-то выгодное – все равно, что пытаться удержать воду в песчаном резервуаре. 

ВЗГЛЯД ДИПЛОМАТОВ 

Введение внешнего управления на предприятиях в ДНР и ЛНР было одной из тем на очередном заседании трехсторонней контактной группы в Минске, но ни одна из сторон не предложила конкретных решений. 

Источники в российских дипломатических кругах на вопрос о том, возможно ли дальнейшее признание самопровозглашенных ДНР и ЛНР Россией, отвечают, что «пока не стоит торопиться». Тем не менее они обращают внимание на то, что в нынешних условиях минские переговоры «окончательно зашли в тупик» и «при такой конфигурации не очень понятно, о чем дальше говорить». 

Дипломаты не исключают переформатирования переговоров, включения в повестку новых вопросов, в частности, о том, как будут работать «национализированные» ДНР и ЛНР украинские предприятия. По их словам, «все будет зависеть от дальнейших шагов Киева». 

Сергей ШИЛЬНИКОВ 

Евгений КРАН /рис./ 


31600