У НИХ «ЛА-ЛА ЛЕНД», А У НАС − «ЛА-ЛА-ЛА»

ПРЕСС-ОБЗОР

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ ВЫСТУПИЛ НА СОЧИНСКОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ФОРУМЕ

27-28 февраля в Сочи проходил Российский инвестиционный форум. Впервые он проводился зимой вместо осени. В Белом доме объясняли смену календаря желанием равномерно распределить подобные мероприятия в течение года (осенью проводится Восточный экономический форум) и необходимостью загрузки олимпийской инфраструктуры в зимний сезон.

Устроители обращали внимание на возможность покататься на горных лыжах – некоторые эту возможность не упустили, накануне общение шло на горных склонах. 

А поговорить было о чем. Осенью 2016 года, когда принималось решение о переносе даты Сочи-2017 на границу зимы и весны, смешно было даже предположить, что январь 2017 года пройдет в обсуждении в правительстве и в администрации президента такой проблемы, как укрепление рубля. Причем даже не столько из-за высоких цен на нефть, сколько на общем улучшении деловых настроений и накопленного объема отложенной деловой активности. 

Бюджет на 2017 год имеет все шансы быть если не бездефицитным, то, по крайней мере, вписаться в совершенно образцовый по мировым меркам 1% ВВП дефицита при сохранении значительных объемов суверенных фондов, замечает «Коммерсантъ». 

Рост экономики и промышленного производства с первого квартала 2017 года уже вполне значим. И ссылки на «фронтальный кризис» больше невозможны. Но сейчас достаточно очевидно, что даже при высокой сырьевой конъюнктуре российская экономика, привыкшая к тому, что «счастливые времена» коррелируют с приростом ВВП около 4%, без дополнительных усилий не будет расти более чем на 2% в год. 

В понедельник, следуя заявленной тематике развития субъектов, премьер-министр Дмитрий Медведев осмотрел выставку региональных стендов – губернаторы представили готовящиеся проекты. Инвестиционному потенциалу субъектов была посвящена пленарная дискуссия. 

На сцену вместе с Дмитрием Медведевым выходят модератор – директор Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) Иван Федотов, новый министр экономического развития Максим Орешкин, врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов, председатель ВЭБа Сергей Горьков и вице-президент РСПП Давид Якобашвили. 

Дмитрий Медведев сразу проходит к кафедре, приветствует участников и высказывается в том смысле, что форум − это место для дискуссий. «Ведомости» ведут прямую трансляцию. 

«Падение ВВП прекратилось, а падение реальных доходов граждан остановилось», − заявляет премьер. Инфляция снизилась − и ее реально довести до 4%. 

Медведев перебирает отрасли, в которых есть какой-то рост. И провозглашает: «Нам ситуацию удалось стабилизировать». Далее переходит к планам правительства на 2017-2025 годы, называя реальными темпы роста на «уровне или выше среднемировых». 

Пункт первый − устойчивая бизнес-среда (в смысле устойчивого регулирования), пункт второй − устойчивый рынок труда (имеется в виду приоритет квалифицированных кадров), пункт третий − переход к умной экономике («иначе не спасет ни дешевая рабочая сила, ни сырье»). 

«Главное − удалось возродить психологию страны-лидера, − говорит премьер, − и сразу признает, что российские стартапы, как правило, убегают за рубеж, в благоприятную среду − «такую же нужно создать в России». 

Из конкретного: хеджирование валютных рисков экспортеров, финансирование экспорта за счет зарубежных активов Минфина, привлечь в систему ВЭБ, увеличить на 50 млрд руб. программу льготного кредитования («шесть с половиной») малого и среднего бизнеса приоритетных отраслей экономики. «Минфину представить согласованные предложения в течение двух недель». 

Пересмотреть, усовершенствовать стандарты. Стабилизировать налоговую систему – «но чтобы у компаний не было соблазна уходить в тень». «Воздержимся от принятия любых решений, которые ухудшают положение предпринимателя в отношении неналоговых платежей», − говорит Медведев. 

Далее − об интеллектуальном потенциале, который утекает за рубеж, а не должен бы. 

«Результат выполнения плана должен быть простым − это новая ситуация в экономике», − заявляет премьер. И переходит собственно к теме сессии − к регионам − но в достаточно абстрактном ключе. «У каждого региона свои особенности, бесперспективных регионов не существует». Премьер призывает губернаторов активнее искать точки роста. 

Глава правительства напоминает присутствующим об ответственности за невыполнение обязательств – это по части кнута. А по части «пряника» − предлагается оставлять в регионах часть средств не только от налога на прибыль, но и от других налогов. Но опять же, без конкретики, идея нуждается в разработке. 

Сейчас ставка налога на прибыль организаций − 20%, из них 17% поступают в региональные бюджеты, 3% − в федеральный. 1% из федеральной части распределяется между регионами, которые наиболее остро нуждаются в поддержке. Такая схема введена с 2017 года, ранее федеральный бюджет получал 2%, остальные 18% распределялись напрямую между регионами, напоминает «РБК». 

Дмитрий Медведев цитирует Уинстона Черчилля: «Меня часто спрашивают, за что сражаются Англия и Франция. Могу ответить: «Если перестанем сражаться – тогда узнаете». Россия тоже не должна стать навсегда отставшей страной. «Надо сражаться за будущее России», − говорит премьер и на этом завершает выступление. 

Начинается дискуссия. «Главное для бизнеса – предсказуемость, − замечает вице-президент РСПП Давид Якобашвили. − Причем не только налогов, но и неналоговых платежей (о чем говорил и Медведев). Тот же «Платон», например. Как раз в первый день форума прошла новость, что «Платон» в этом году должен собрать в 1,5 раза больше плана». 

«Вот у нас не считается, что время – деньги», − сетует вице- президент РСПП, говоря об оформлении документов для бизнеса. 

«Самостоятельность принятия решений для регионов − было бы неплохо, − говорит он. − Порой приходишь в регион, а у них даже нет денег, чтобы сделать какие-то мелкие вещи». 

Модератор задает вопрос к врио губернатора Калининградской области Антону Алиханову: как живется бизнесу в регионе, «целиком окруженном нашими партнерами?». Тот отвечает: они боятся нас больше, чем мы их, и переходит к сути. Суть же в том, что всё больше денег регионов на самом деле держится в Москве, в том числе за счет прореживания региональных банков ЦБ. Это тоже отвращает инвесторов от региона. 

«Санкции-антисанкции, − продолжает Алиханов, − падение рубля для нас стало ночным кошмаром» − Калининградская область сидела на импорте. 

«То, что я вижу, − Кафка переворачивается в гробу», − говорит Алиханов о внедрении IT-технологий в госсекторе. И это говорит человек, не чуждый финансовой тематике (Алиханов работал в Минюсте и Минпромторге, врио губернатора стал только осенью 2016 года) – вот уж действительно, точка зрения определяется местом сидения! 

«Добавить что-то к сказанному сложно, − говорит министр экономического развития Максим Орешкин. Задача министерства − внимательно слушать, что говорят регионы и бизнес, и под это подстраиваться». Задача ЦБ и правительства − взращивать доверие бизнеса и населения. 

Задача же ВЭБа − начать реальное проектное финансирование. 

Председатель ВЭБа Сергей Горьков начинает с того, что «деньги появились, но их не так много». «Хотелось бы, чтобы где-то появились долгие деньги». 

Возможно, решение в синдицировании, отмечает Горьков. «Проектов мы смотрели мало, но очень долго», − говорит председатель ВЭБа, но теперь будет по- другому. Первичный отбор проектов будет вестись в регионах, например». 

Ведущий возвращает дискуссию к выступлению Медведева. «Вы знаете точки роста своего региона? Как привлекаете бизнес?», − обращается модератор к врио губернатора Алиханову. Тот отвечает в том смысле, что ресурсов в Калининградской области нет, зато (уже) есть современные производства. Три направления роста: аграрный сектор, туризм, «креативные индустрии». «Обнаружили 300 компаний, работающих в game development», − объясняет врио губернатора. 

«Чтобы выбирать между Алабугой и Калининградом, надо как минимум знать о существовании того и другого», − говорит Алиханов. 

«Надо учить губернаторов спамить (потенциальных инвесторов)», − шутит по этому поводу Медведев. 

Министр Дмитрий Орешкин отмечает, что в экономике России нужно сокращение расстояний − в самом широком смысле. Например, если не возить воздух в грузовиках в один конец − это сокращает расстояние вдвое. 

Сергей Горьков объясняет, почему в России почти невозможна своя Alibaba: внутренний рынок попросту слишком мал. Ковровые вложения не оправданы, но точечные − например, вложения в систему Blockchain − могут себя оправдать. «Россия может прыгнуть и опередить развитые страны», − говорит председатель ВЭБа. 

Ведущий ставит вопрос ребром: (Алиханову). «Вы купите блокчейн от ВЭБа?» 

«Если будет работать, мы, может быть, и заплатим», – отвечает тот. 

«Устами» «Газеты.ru» поясню, что идея технологии блокчейн – это своего рода новый Интернет: огромная база данных общего пользования, которая функционирует без централизованного руководства. Предполагается, что в базах данных, созданных на основе блокчейна, можно будет хранить информацию о платежах, грузопотоках и т.д. 

Ведущий спрашивает Якобашвили: возможен ли инвестиционный бум в России еще при нашей жизни? Якобашвили отвечает, что верит в это: «когда-то обязательно прорвет», но «надо ослабить вожжи». 

Медведев подводит итоги: «насчет вожжей − ослаблять нужно только в определенной ситуации», иначе унесет, и окажешься где-то на обочине. 

«Вожжи» становятся ключевым словом. Премьер еще говорит что-то о доверии, неизменности правил (которое дает ощущение стабильности) и традиционно − о новых технологиях с agile и блокчейном, но это уже намного менее меметично. 

«Последние год-два научили нас вот чему: мы потеряли прежние иллюзии − и это хорошо для всей страны», − говорит Медведев. И уточняет, что наступило понимание: могут не дать ни денег, ни технологий, но всего этого можно добиться и самим. 

Заканчивает премьер вручением премий за инновации совместно с ВЭБом. Премию получают «Максима-телеком» (Сергей Асланян), «Байкал-электроникс», детский технопарк «Кванториум», «Биокад», производитель суперкомпьютеров «Т-платформы». 

«Вот видите, как жизнь устроена: у них там премии «Оскар» вручают за «Ла-ла ленд», а у нас − за производственное развитие. Мне кажется, это намного круче», − итожит Медведев. На этом пленарное заседание закончено. 

Сергей ШИЛЬНИКОВ 

Евгений КРАН /рис./ 

 


31526