«СТАЛИН – НАШЕЙ ЮНОСТИ ПОЛЁТ…», или ВОЖДЬ НА ПИКЕ СЛАВЫ

СУБЪЕКТИВНО

В середине февраля «Левада-центр» опубликовал результаты опроса: уровень поддержки Сталина достиг 46%, исторического максимума за 16 лет. Для сравнения: в 2001-м, как и год назад, «вождя всех народов» поминали добром 37%.

Соотечественники славят вождя и за порядок, якобы бывший при его царствии, и за индустриализацию, и за относительно быстрое восстановление страны после войны. Эмоции эти обостряются по мере того, как затуманивается завтрашний день, а сегодня приходится все туже затягивать пояс. К тому же цена побед со временем девальвируется, а до книг и уж тем более серьезных исследований прошлых периодов руки не дотягиваются. 

Год назад я подробно писал об этапе «строительства социализма», который окончательно победил «по предначертаниям тов. Сталина» как раз к 1936 году, аккурат к Большому террору. Правда, молодой Республике Советов совсем немало досталось от «гнилого царского режима». Напомню вкратце, еще неизвестно, как выживала бы страна после братоубийственной Гражданской войны, если бы не разразились в конце 20-х небывалые экономические кризисы в Америке и Германии. Эти катаклизмы подтолкнули американцев, немцев и итальянцев зарабатывать в коммунистической России. Правда, эксперты и сегодня не могут предъявить точного списка построенных тогда предприятий. Фигурируют от 300 до 9 тысяч. Сталин скрывал подлинные масштабы участия иностранного капитала и специалистов. Судя по исследованиям историка и экономиста Олега Осетинского, с 1930-го по 1940 год «янки создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другие отрасли». В 1929 году из-за Великой депрессии в США без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Его фирма Albert Kahn Inc под псевдонимом «Госпроектстрой» готовила план промышленной модернизации в России. Под началом Кана работали 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, а всего в Союз приехало около 200 тысяч американских специалистов. Они руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа, и работали немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры. В 30-е годы американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов – для советской промышленности на годы вперед. 

В Москве же действовал и филиал немецкой компании Demag, зашифрованный под Центральное бюро тяжелого машиностроения. Уже при Гитлере Германия продолжала поставлять в СССР агрегаты боевых кораблей и главные механизмы подлодок. В том числе дизели, которые шли под видом тепловозных. Наши подлодки типа «С» – это лицензионные копии субмарин фирмы «Денимаг», в строительстве которых немцы оказывали СССР техническую помощь до конца 1935 года. А после пакта 1939 года Германия поставила тяжелый крейсер «Лютцов» и массу прочего вооружения, в том числе пушки для подводных лодок, полевые гаубицы, зенитные орудия, противолодочные бомбометы, морские мины… 

В истории индустриализации масса интересного, поучительного и трагического. Десятки тысяч инженеров и рабочих вместо наград попали в ГУЛАГ. Показательно, к примеру, дело Кирилкина, строившего Двинский судостроительный завод. В 1938 г. его обвинили бог знает в чем, в том числе и в передаче Германии ценных сведений по оборудованию, которое СССР закупал… в этой стране! На Криворожстали в 1937 г. из 19 начальников цехов 18 расстреляли. На Первоуральском трубном заводе, построенном по проекту американского инженера Штифеля, в конце 30-х за три года сменилось 15(!) директоров, от большинства из которых не уцелело даже фотографий. 

Голод начала 30-х историки связывают не только с коллективизацией, но и с необходимостью расплачиваться с иностранцами за индустриализацию, которую оценивают в 2-3 млрд тогдашних долларов (250-375 млрд нынешних). Эшелоны зерна шли в Германию вплоть до начала бомбежек наших городов. Так что «гений» Сталина в индустриализации отчасти заключался в том, что он, наступив на коммунистические принципы и собственные амбиции, использовал мировую кризисную ситуацию в пользу СССР. 

Второй повод славословить по сей день Сталина – относительно скорое восстановление хозяйства после Великой Отечественной войны. По оценкам разных историков и экономистов, СССР в эти годы потерял треть основных экономических фондов. Не худо бы помнить, что доля эта могла быть гораздо меньше, если бы Сталин не расстрелял, не сместил или не сослал почти 30 тысяч офицеров. Из 5 маршалов двух казнили, один покончил с собой. Репрессированы все 15 флагманов (адмиралы, командующие флотами) 1-го и 2-го ранга. Как и все 19 командармов 1-го и 2-го ранга (генералы), все 58 комкоров, все 5 флагманов 1-го ранга (вице-адмиралы), комдивов – 122 (76%), комбригов – 247 (более 52%). В целом армия лишилась 412 (65,6%) высших офицеров. Будь они в строю, части Западного фронта панически не бежали бы в первые недели и месяцы войны, оставляя города для разрушения. Бегство сталинисты оправдывают тем, что страна-де не успела вооружить армию. Это ложь. Только наших танков к началу войны в пяти западных военных округах было в четыре раза больше, а истребителей – втрое, нежели у немцев. Это не считая огромных резервов! Я уж не говорю о бездарном использовании Сталиным донесений нашей зарубежной агентуры о готовности Гитлера напасть на СССР. 

Но вернусь к восстановлению хозяйства после войны. По Ялтинским соглашениям СССР предусматривалось $10 млрд репараций в трех формах: единовременные изъятия, ежегодные товарные поставки и использование труда немецких специалистов. СССР в течение пяти послевоенных лет причиталось дополнительно получить 15% промышленного оборудования из западных зон Германии, изделия, продукты и другие материалы, а также 10% промышленного капитального оборудования из зоны советской оккупации. Эти меры действовали после Потсдамских соглашений. Однако «трофейные команды» Красной армии развернулись еще на нелегальном этапе. Они собрали и отправили в СССР для вторичного использования порядка 10 млрд тонн металла. В 1990-е годы историки Борис Кнышевский и Михаил Семиряга опубликовали документы Главного трофейного управления. Из Германии вывезено около 400 тыс. вагонов с грузами (72 тыс. – со стройматериалами); 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 447,7 тыс. тонн черных и цветных металлов, 174,1 тонны драгметаллов, 2 млн голов скота, 2,3 млн тонн зерна, миллион тонн картофеля и овощей, по полмиллиона тонн жиров и сахара, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака. За один год после марта 1945 г. в СССР приняли около тысячи решений по демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Около тысячи заводов перевезли в СССР из Маньчжурии и Кореи. Все они равнялись менее 14% довоенного числа заводов в Союзе. 

Но дело не в количестве, а в качестве. Везли передовые немецкие технологии и целые производства, каких либо не было в Союзе, либо появились в зачатке, технически сырые. Так, демонтировали в Германии и доставили заводы фирм «Телефункен», «Лоренц», «Осрам», «Кох и Штерцель», «Радио-Менде» и другие. На центральной станции Москвы (номера телефонов на «222» ЦК КПСС) до 80-х годов действовало оборудование узла рейхсканцелярии. Технику, в том числе и сложную, везли вагонами. Были доставлены также круизные лайнеры и вагоны поездов берлинского метро. Из астрономической обсерватории университета Гумбольдта вывезли телескопы. Конфискованным оборудованием оснащались советские заводы, например, Краснодарский компрессорный. На кемеровском ОАО «Азот» и сегодня работают трофейные компрессоры 1947 года выпуска фирмы «Шварцкопф». Из Восточной Германии вывезли практически все уцелевшие предприятия нацистского ВПК. Всего в Германии, Польше, Австрии, Венгрии, Чехословакии и Маньчжурии было демонтировано более 4-х тысяч предприятий. В общей сложности Союз получил репараций на $12,5 млрд. 

Особая статья – техническая документация. Она не оговаривалась на конференциях союзников, но после заключения мира стала чуть ли не главной статьёй. В июле 1946 года в Германию приехало более 14 тыс. советских ученых и инженеров (в том числе С.П. Королев), отбывшие своё в ГУЛАГе. Они изучали и контролировали работу немецких научно-технических институтов, привлекали в СССР их сотрудников. В феврале 1946 г. был создан советский институт Нордхаузен для изучения ракет «Фау-2» и три завода. Директором назначили одного из отцов советской космонавтики, генерал-лейтенанта Л.М. Гайдукова, главным инженером стал С.П. Королёв, а В.П. Глушко возглавил отдел по изучению двигателей «Фау-2». Напомню, что наши разведчики добыли и секреты атомного проекта США. Нет сомнений, что советские ученые и атомную бомбу, и ракеты сделали бы сами, однако технические документы по «Фау-2» и Манхэттенскому проекту США основательно сэкономили время. 

Для освоения немецких технологий и оборудования, а также реализации проектов в Союзе не хватало специалистов. Наиболее квалифицированных вывозили по контракту или под моральным давлением. И уже к 1948 г. в Союзе было 200 тыс. инженерно-технических работников с семьями. Среди них – большая группа ученых-ядерщиков и химиков бывшего концерна «ИГ- Фарбениндустри». Большинство занималось разработками ядерного оружия, ракетной техники, реактивных самолетов. Только в будущее ОКБ им. Камова прибыло около пятисот специалистов из Дессау и Галле. Последняя группа вернулась на родину в 1958 г. 

С 1946 г. важнейшей статьей стало изъятие товаров текущего производства в советской оккупационной зоне. Всего оттуда в счет репараций было передано продукции на $ 2,358 млрд. По немецким данным, доля этих товаров в 1947 г. составила четверть, а в 1949 г. – пятую часть всего производства зоны. 

Репарации, по подсчетам экономиста Г.И. Ханина, в четвертой пятилетке (1946 – 1950 гг.) обеспечивали примерно половину поставок оборудования для новых промышленных объектов. В ряде отраслей (оптика, радиотехника, производство дизелей, связи, электротехники, кузнечно- прессового оборудования, искусственных волокон, пластмасс, синтетического каучука, нефтехимии и т.д.) с их помощью в несколько раз увеличили производство по сравнению с довоенным уровнем. Но и репарации – вовсе не заслуга Сталина. Тем более в отраслях, работавших на потребление людей, из-за безграмотного отношения к новому оборудованию, бесхозяйственности да и просто воровства отдача была низкой. И население не почувствовало облегчения. 

Да, великую Победу над фашистами народ встретил ликованием, однако атмосфера эта омрачалась и продолжающимися репрессиями, и существованием ГУЛАГА. Об этом – в следующий раз. 

НА СНИМКЕ: немецкие специалисты помогают СССР в самолетостроении.

Игорь ОГНЕВ 

 

 


31523