Шандор Эрдес: «ПРОБЛЕМА НОМЕР ОДИН – РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА»

МЕДИЦИНА

Среди самых грозных недугов XXI века своё «почётное» место занимает анкилозирующий спондилоартрит, больше известный как болезнь Бехтерева. Болезнь страшная, сопровождающаяся сращиванием позвонков, что приводит к деформации и «одеревенелости» позвоночника, который нередко полностью теряет свою подвижность.

На самом деле это не одна болезнь, а целая группа заболеваний, имеющих общие характерные признаки, но вместе с тем и существенные различия. Если в этих различиях не разобраться, можно назначить по меньшей мере бесполезное, а то и приносящее вред лечение. 

С другой стороны, анкилозирующий спондилоартрит зачастую имеет сходные проявления с болезнями, относящимися к иным группам. Его можно спутать, например (что нередко и происходит), с ревматоидным артритом. Опять-таки со всеми вытекающими последствиями… 

Цена ошибки бывает весьма высокой. В одну из московских поликлиник обратилась женщина 24 лет, у которой воспалилось несколько пальцев на ногах. Выглядело это устрашающе: пальцы выраженного красного цвета, горячие на ощупь. Хирург, увидев такую картину, принял решение быстро и без колебаний: надо резать. Женщина лишилась нескольких пальцев, хотя… в этом не было никакой необходимости! Это потом, когда пострадавшая от врачебной ошибки попала на приём к ревматологу, выяснилось, что у неё анкилозирующий спондилоартрит, ей просто нужно было дать соответствующее лекарство – и всё бы прошло. 

Фактов подобного рода было приведено немало в ходе научно-практической конференции «Спондилоартриты в XXI веке», которая прошла в Тюмени. Организовала мероприятие областная Ассоциация ревматологов (руководитель – врач-ревматолог высшей категории, заслуженный врач России Галина Фадиенко) в партнёрстве с Федеральным НИИ ревматологии имени В. А. Насоновой. При институте уже несколько лет действует школа по спондилоартритам. Школа разъездная, её лекторы участвуют в конференциях по всей стране, помогая специалистам на местах лучше разбираться в тонкостях и нюансах коварного недуга. Кстати сказать, наша область стала одной из первых активно использовать этот ресурс для повышения квалификации не только ревматологов, но и врачей других специальностей. 

Не стала исключением и нынешняя конференция. Об актуальности прозвучавшей на ней информации можно судить уже по названиям лекций: «Современная концепция спондилоартритов», «Основные клинические признаки аксиальных спондилоартритов, дифференциальная диагностика и сложные случаи», «Как правильно назначать нестероидные противовоспалительные препараты при анкилозирующем спондилоартрите». На эти и другие темы перед аудиторией выступили представители Института ревматологии зам. директора по науке, д. м.н., профессор Шандор Эрдес, зав. лабораторией лучевой диагностики профессор Александр Смирнов, зав. лабораторией научно-организационных проблем в ревматологии, к. м.н. Татьяна Дубинина, а также доцент кафедры госпитальной терапии Казанского государственного медицинского университета, к. м.н. Светлана Лапшина. 

Безусловно, основной интерес у слушателей был обращён к лекциям Шандора Эрдеса. Ничего удивительного: вряд ли кто-то ещё в России знает о спондилоартритах больше, чем он. Кстати, школа по спондилоартритам появилась именно по инициативе Шандора Фёдоровича, и негласно её даже называют школой Эрдеса. В перерыве между лекциями мне удалось поговорить со светилом ревматологической науки. 

– На чём вы в первую очередь акцентировали внимание слушателей в ваших лекциях на сегодняшней конференции? 

– Конечно же, на ранней диагностике спондилоартритов. Это первое, что всех нас заботит. И это уже долгое время остаётся проблемой. Статистика состоящих на учёте неверна, на самом деле их не 700 с чем-то в вашем регионе, а в разы больше. У человека заболела спина – куда он идёт? В основном к неврологу. Вот там и застревает, с совершенно другим диагнозом, как правило. Вот одна из основных причин, почему спондилоартриты очень поздно выявляются. Попадая к неврологам или терапевтам, все наши больные как бы обязаны пройти диагноз «остеохондроз», и они его проходят, можно сказать, в обязательном порядке. Если диагноз поставлен не тот – может ли быть правильным лечение? Вопрос риторический… В результате на долгие годы такие больные оказываются вне поля зрения ревматолога. 

Пик заболеваемости спондилоартритом – где-то в районе 25 лет. То есть это болезнь молодых людей. А когда после сорока обращаются – нам остаётся только констатировать, что заболевание очень далеко ушло, и уже нельзя вылечить, можно только притормозить. Вот почему так важна ранняя диагностика. Важно без промедлений начинать активно лечить пациента, чтобы болезнь не прогрессировала, чтобы не развивались в дальнейшем инвалидность, тяжёлые поражения суставов. 

Второй момент, на котором я также останавливался достаточно подробно: чем лечить, какие препараты использовать? В последнее время перечень медикаментов для лечения спондилоартритов пополнился эффективными генно-инженерными биологическими препаратами. Но они дорогущие! Годовой курс лечения стоит где-то от 700 тысяч рублей. К сожалению, государство не очень- то спешит на помощь таким больн ы м , финансирование государственное и через местные бюджеты очень ограничено. В результате по Тюменской области только 5 процентов больных спондилоартритом лечатся генно-инженерными препаратами, что, конечно, очень мало. 

– Каким, на ваш взгляд, может быть выход из этой ситуации? 

– В некоторых регионах созданы и действуют общественные организации пациентов по болезни Бехтерева. Они вхожи в общественные советы местных органов здравоохранения и активно решают свои вопросы, в том числе и финансирования. Может быть, Тюменской области стоит перенять такой опыт? 

Акцент на раннюю диагностику, без сомнения, стал лейтмотивом всей конференции. О том, что этот момент наиважнейший, сказала, открывая мероприятие, главный ревматолог Тюменской области Ирина Патрикеева

– Наша задача должна состоять исключительно в диагностике раннего характера. Умея разглядеть самые первые ревматоидные изменения, мы получаем возможность оказать человеку по-настоящему действенную помощь. Такие требования предъявляет нам сама жизнь. 

Именно стремлением соответствовать требованиям жизни объясняется тот факт, что нынешняя конференция прошла не совсем в обычном формате. Раньше все занятия «школы Эрдеса» укладывались в один день. Нынче же регламент увеличился вдвое. За счёт того, что целый день был посвящён рентгенологии. Необходимость такого шага довольно убедительна и доходчива, так сказать, на живом примере, объяснила Галина Фадиенко: 

– Почему мы решили посвятить так много времени учёбе рентгенологов? Потому что правильная постановка ревматологического диагноза невозможна без правильной интерпретации рентгенологом данных, которые он получает при обследовании костей и суставов. Если он ошибётся, то это может повлечь за собой ошибку врача-ревматолога. К сожалению, приходится практически каждый день встречаться с элементами малой грамотности рентгенологов. Недопустима ситуация, когда в лечебном учреждении нет рентгенолога вообще. Вот, например, что мы наблюдали в прошлом году, этот случай меня буквально вышибает из колеи. В одной из поликлиник невролог мучил пациента целый год, не подозревая, что у того спондилоартрит. В результате дошло до некроза суставов, понадобилась операция протезирования, парень в 26 лет стал инвалидом. 

Спондилоартриты – да, это узкая тематика. У нас 150 ревматологических болячек, но эта – наиболее сложная. Когда мы уже всё видим невооружённым глазом – поздно, болезнь не остановить. Поэтому без рентгенолога, как без рук, когда мы ставим задачу ранней диагностики. 

К сказанному Галиной Романовной следует добавить: для чтения лекций по рентгенологии она пригласила профессора Александра Смирнова, которого многие называют рентгенологом страны № 1. Безусловно, слушатели на его лекциях (не только рентгенологи, но и ревматологи) получили массу бесценной информации. Вот что говорит сам Александр Смирнов: 

– Ранняя диагностика ревматических заболеваний является довольно сложной проблемой. Потому что патология очень тонкая, проявляет себя разнообразно. Надо учитывать все нюансы. Не всё можно увидеть на рентгенограмме. Но в лучевой диагностике есть методики, которые дают возможность поставить диагноз на так называемой доиммунологической стадии. Это, например, МРТ, ультразвуковое исследование. С их помощью мы можем выявить воспалительные изменения на самой ранней стадии. И я подробно, на конкретных примерах, рассказываю, как эти методы работают. Если их применять правильно, в комплексе, результат – ранняя диагностика – достижим. Когда мы устанавливаем болезнь в самом зародыше, то, соответственно, начинаем лечение своевременно. Поскольку многие ревматические заболевания «помолодели», то приходится наблюдать немало печальных случаев, когда инвалидами становятся пациенты, не достигшие 30-летнего возраста. И остаётся лишь сожалеть, что диагноз им поставили не на ранней стадии. 

Какое впечатление оставила конференция у её участников? Я поговорил с несколькими ревматологами. Вот несколько типичных отзывов. 

Наталья Дупленская: 

– Мне понравилось, очень. Провела эти два дня с немалой пользой для себя, а значит, и для своих больных. Бываю на таких конференциях постоянно и каждый раз убеждаюсь: у ведущих специалистов- ревматологов страны всегда есть чему поучиться. Кто-то из великих сказал: дьявол кроется в деталях. Немало новых деталей я узнала и сегодня. 

Наталья Киселёва: 

– Ревматология развивается, причём довольно стремительно. И один из лучших способов всегда быть на высоте – посещать такие конференции. Они очень насыщенны новой информацией. При этом нам не преподносят прописные истины, мы обсуждаем конкретные факты из лечебной практики, задаём вопросы, высказываем свои точки зрения… Всё очень здорово. 

Игорь Малых: 

– Я не пропускаю ни одну такую конференцию. На каждой из них узнаю что-то новое. К примеру, сегодня был представлен новый эффективный препарат из генно-инженерной группы. Он только-только появился на российском рынке, а мы уже знаем достаточно подробно о его свойствах и особенностях. Ещё более ценны рекомендации по терапии, клиническому обследованию больных, по назначению препаратов, тактике лечения и т. д. Рекомендации, основанные на изучении всего мирового опыта! Прекрасную школу по спондилоартритам организовал и ведёт Шандор Фёдорович Эрдес, учёный с мировым именем. И команду подобрал очень сильную. По моему мнению, все они – специалисты мирового уровня. В результате общения с ними поддерживается на должном уровне и наш, тюменский, уровень ревматологии. 

НА СНИМКЕ: Шандор Эрдес. 

Влад ГРАННИК /фото автора/ 


31512