ПОЛИТИКА
САМИ РАЗВИВАЮТСЯ И ДАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ ДРУГИМ!
Под занавес недели промышленная Россия отмечала 75-летний юбилей Тюменского аккумуляторного завода. Приехали представители Государственной Думы, Минпромторга РФ, генеральные директора крупных отечественных аккумуляторных заводов, руководители смежных предприятий. Иностранные партнеры из США, Германии, Италии, Дании, Люксенбурга, Китая и Южной Кореи, представители областных и городских властей, руководители тюменских предприятий.
Праздник проходил в кафе заводского профилактория «Березовая роща». Генеральный директор Александр Кореляков, встречавший гостей, разговаривал с телевизионщиками.
– Говорят, ваш завод – самый крупный в России?
− Если батареи считать в штуках, то не самый крупный, а если брать объемы переработки свинца, как раньше считали, то вы правы. Есть маленькие батареи, а есть большие. На территории Российской Федерации, да и, наверное, на всем постсоветском пространстве, делаем их только мы.
– Сколько видов продукции? Можете посчитать, хотя бы примерно?
− Сегодня завод производит 448 наименований аккумуляторных батарей различного типа. И примерно 60 – других видов товаров: химикаты, пластмассовые полуфабрикаты и т.д. В целом получается порядка 500 наименований. Это, наверное, не очень хорошо, но рынок требует.
Директор упирал на «наверное», предлагая чуть поразмышлять.
– Заводу 75 лет, что дальше?
– Ну, если похвастаться, планы у нас большие. Таких крупных задач на один год за все 75 лет мы еще не ставили: в конце года будем менять технологию, строим новый участок – для производства AGM-сепарации. Очень большие вложения. Кредитов не берем: длинных кредитов не вернуть – рентабельность не позволит. А короткие не нужны. Поэтому поднакопили средств и заключили контракты на поставку большей части оборудования. Так что планы у нас грандиозные, – в раздумье повторил Кореляков, – но они зависят от того, как будет развиваться экономика Российской Федерации: если плохо, значит, спрос на нашу продукцию упадет.
За счет увеличения экспорта, хотя он растет, понятно, объемы не вытянуть. Тюменские батареи поставляются в Эстонию, Латвию, Литву, Грузию – практически во все республики постсоветского пространства. Что бы правители этих республик ни говорили, экономика берет свое. Наращиваются поставки в Монголию, Иорданию, Индонезию, на Кубу, Кипр.
– Покупателей всегда устраивает качество, или какие-то нарекания бывают?
– Вопрос очень интересный, – отвечал директор. – Сейчас некоторые производители клеят на свои аккумуляторные батареи наши аппликации (того самого лося) и под нашим брендом продают свою продукцию – даже на экспорт! Даже в Министерство обороны! Я не выдумываю: наши специалисты ездили, смотрели – сделано плохо, но у них покупают. А что касается нашей продукции… Не было пока нареканий.
По словам Корелякова, проблема с качеством состоит в том, что производители сознательно не докладывают материалы (прежде всего, конечно, свинец; несколько лет назад в СМИ была развернута пиар-кампания, где на полном серьезе утверждалось, будто облегченная на пару-тройку килограммов батарея для легковых машин – благо для потребителя: машине ехать легче). А он, Кореляков, не может «переступить через себя»: когда- то работал в авиационной промышленности (главным контролером качества Тюменского моторного завода), там качество ставилось во главу угла, а все «фокусы» с ним подпадали под уголовное законодательство. Но он прекрасно понимает производителей аккумуляторных батарей: идти на подобные комбинации их заставляет экономика. «Они все покупают с рынка, а это очень дорого».
В этом плане Тюменский аккумуляторный является исключением. Завод на сто процентов обеспечивает себя собственным свинцом, собственной полиэтиленовой сепарацией (изоляционные пластины между свинцовыми решетками, которые в мире способны делать всего несколько фирм, а на постсоветском пространстве – никто, технология сложная). Флюс, расширитель (набор химикатов, создающий пористость в активной массе электродов), весь упаковочный материл (пленка, картон, европоддоны и т.д.) – сто процентов наш. Пропилен – на 75 процентов.
− На рынке мы покупаем запчасти к оборудованию и часть материалов, конечно, стараемся приобрести в Европе, – итожит Кореляков.
Председатель совета директоров Тюменского аккумуляторного завода Александр Разинков пригласил гостей «пройти внутрь», где они продолжали решать свои вопросы. В частности, представитель торгового дома «Башхим» Олег Зинченко говорил с Разинковым о белой саже (двуокись кремния) – основном компоненте производства полиэтиленовой сепарации – тех самых диффузионных изоляционных пластин. Сейчас завод покупает китайскую белую сажу – «качество хорошее, но нестабильное». «Башхим» предложил свою – качество стабильное, но его уровень ниже китайского. Заводские специалисты попробовали смешивать башкирскую сажу с китайской и на этом поприще преуспели: «Я был здесь в декабре и видел один смесительный узел, а сейчас – он совершенно другой. Я поражен! Нигде еще не встречал подобной инженерной динамики». «Башхим», по словам Зинченко, отработает технологию и постепенно выйдет на уровень требований Тюменского аккумуляторного завода. Олегу Зинченко здесь нравилось все – и технология, и люди: «Конструктивный подход: сами развиваются и дают развиваться другим. Они настоящие партнеры!».
Гости рассаживались. Добрую половину одного из столов занимали партнеры из дальнего зарубежья – в их гуще сидел заместитель главного инженера по новой технике Олег Толмачев.
Александр Кореляков рассказывал через микрофон об истории завода. Переводчица переводила на английский, как в октябре 1941 года под бомбежкой Подольский аккумуляторный завод демонтировал оборудование и отправился в далекую Тюмень. В Перми простояли долго, пропускали эшелоны с войсками. Пока стояли, обстановка на фронте изменилась к лучшему – немцев отогнали от Москвы, и половина завода во главе с главным инженером вернулась в Подольск, а другая – вместе с директором Михаилом Рогачевым – отправилась дальше.
Времена были суровые (это происходило 5 декабря 1941 года). Прежде чем накормить прибывших, им предложили продолбить «по метру канавки» для прокладки высоковольтного кабеля, который тянули из района реки Туры. «Метр прорубил – иди кушай».
Иностранные гости, а здесь сидели сплошь производственники, стали наперебой уточнять у Толмачева. Тот подтверждает: да, так и было! Потом еще раз уточнила переводчица – они не верили собственным ушам! Реакция «на силу русского духа» была более чем почтительной.
После окончания войны специалисты уехали. Завод встал. Но из Подольска срочно вернули директора и часть специалистов (тогда власть была очень сильной), и завод начал набирать обороты.
− Даже в смутные времена мы никогда «не падали». То, что сейчас вы видели, – это заслуга 90-х годов. Бюрократии было меньше, и легче было все организовывать. Сейчас, с той бюрократией, которая наплодилась, я не уверен, что мы смогли бы все это сделать, − сказал Кореляков.
Надо заметить, что Тюменский аккумуляторный завод каждые пять лет менял технологию − и в 90-х, и «в нулевых», и «в десятых». Ежегодно здесь увеличивались объемы на 10-15 процентов.
С экрана коллектив поздравил губернатор Владимир Якушев. «Каждый третий аккумулятор в России сделан в Тюмени!» − с гордостью сказал он.
Геннадий Райков, бывший генеральный директор Тюменского моторного завода, ныне москвич, рассказал, как в 1987 году, «скрепя сердце», ему «пришлось отдать своего главного инженера». «Такого еще никогда не было – чтобы оборонный завод отдавал главного инженера! Но к власти пришел человек «с отметкой» − и оказалось все можно. «Зачем ты лезешь в эту дыру! – уговаривал я Корелякова. − Откажись!» Не послушал и, как я сейчас вижу, правильно сделал».
Начались награждения. Почетной грамотой наградил генерального директора Минпромторг РФ. Заместитель председателя комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно- промышленного комплекса РФ Владимир Сысоев вручил Александру Корелякову Почетную грамоту Государственной Думы и личное поздравление Владимира Жириновского.
Заместитель главы администрации города Тюмени Павел Перевалов, вручая награду, говорил о «постоянной модернизации завода», который «своим примером показывает, как нужно работать в современных условиях». Заместитель председателя Тюменской городской Думы Николай Романов, знающий директора уже не один десяток лет, вручая награду, признался, что он всегда с удовольствием приезжает на Тюменский аккумуляторный завод. «Раньше завод был градообразующим предприятием. А сейчас – одно из градообразующих».
Раскладка такая. За 2016 год завод заплатил 627 миллионов 802 тысячи рублей налогов. Из них в Федеральный бюджет – 454 миллиона 228 тысяч рублей (72,35%), в областной бюджет – 149 миллионов 502 тысячи рублей (23,81%). В городской бюджет – 24 миллиона 71 тысячу рублей (3,83 %) − таков современный расклад.
Награждение коллектива – это вообще отдельная история. В первую очередь отметили ветеранов. Благодарственным письмом Тюменского аккумуляторного завода и ценным подарком награждены те, кто проработал на предприятии 35 и более лет: Борис Николаевич Гусаров, Мария Афонасьевна Пахомова, Валентина Григорьевна Зыкова, Владимир Никандрович Тегенцев, Людмила Викторовна Перескокова, Виктор Васильевич Зайков, Вера Анатольевна Лозицкая, Игорь Михайлович Федоров, Герман Венедиктович Кычаков, Зинаида Анатольевна Гейнц.
Почетной грамоты Министерства промышленности и торговли РФ удостоен сборщик свинцовых аккумуляторных батарей Евгений Юрьевич Сартаков.
Благодарственные письма губернатора Тюменской области получили токарь Александр Георгиевич Матигоров и разрубщик аккумуляторных пластин Николай Петрович Чупин.
Далее шли награждения от властей города, международных и отечественных организаций. И обширная концертная программа.
НА СНИМКЕ: генеральный директор Александр Кореляков (слева) и депутат Государственной Думы Владимир Сысоев; на праздновании юбилея.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Сергей ФЕДОРОВ /фото/