ПРЕСС-ОБЗОР
АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ ЛУКАШЕНКО ЗАТЕЯЛ ПУБЛИЧНЫЙ ТОРГ
3 февраля Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко провел встречу с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ под названием «Большой разговор с Президентом». Было приглашено порядка 50 журналистов из государственных и негосударственных белорусских СМИ, редакторов популярных интернет-порталов и представителей зарубежных массмедиа. Приглашения получили около сотни экспертов – политологи, экономисты, представители партий, конфессий и общественных объединений.
ВСТРЕЧА ДЛИЛАСЬ ОКОЛО 7 ЧАСОВ
– Обсуждать предлагаю абсолютно все проблемы, которые волнуют белорусский народ. Я хотел бы, чтобы собравшиеся наиболее полно донесли до меня то, что сейчас происходит в обществе. Закрытых тем нет. Не просто спрашивайте, если у вас будут вопросы, а задавайте их честно и открыто. Представителей пятой колонны здесь нет. Есть люди, которые не любят президента, но они любят свою страну. С такими людьми я готов разговаривать откровенно, – сказал Лукашенко.
ВОПРОС ОТ ИМЕНИ НАРОДА
«За счет чего и когда могут быть увеличены зарплаты и пенсии?» – так был сформулирован первый обобщенный вопрос от имени народа. Его озвучила пресс- секретарь президента Наталья Эйсмонт.
Президент назвал вопрос банальным. «Зарплаты и пенсии можно увеличить, только когда мы в реальном секторе произведем больше и продадим подороже. Формула одна, я тут ничего не придумываю. Говорю ответственно, потому что знаю, что тут немало экономистов и они на голову выше меня как экономисты».
Глава государства заметил, что брать в долг для повышения зарплат и пенсий больше не приходится. «У нас уже задолженность приличная. Деньги надо возвращать. Особо надеяться на то, что мы будем заимствовать и за счет этого поднимать зарплаты и пенсии, нельзя».
«Ни одна страна мира не предоставляет столько льгот, сколько Беларусь». Президент рассказал, что был вынужден вначале отменить все льготы, которые остались еще со сталинских времен, чтобы принять те, которые действительно необходимы. «Пора забывать о терминах «льготы», «бесплатно» – мы живем в рыночной экономике. Мы и так уже страна льготников – дальше некуда».
ОПТИМИЗАЦИЯ С БУХТЫ- БАРАХТЫ НЕ ДЕЛАЕТСЯ
Отвечая на вопрос либерального экономиста Ярослава Романчука (был кандидатом в президенты Белоруссии), заметившего главе государства, что в мире нет ни одного примера, когда бы страна с таким размером госсектора, как в Беларуси, росла быстро, Александр Лукашенко ответил, что в его районе «было тридцать два хозяйства, а сегодня – десять или двенадцать. Оптимизировали, объединили, работать начали лучше. Из этих десяти-двенадцати только три работают неэффективно. И председателям райисполкома запрещено ездить с контрольными функциями во все хозяйства, кроме этих трех, работающих неэффективно», – цитирует президента «Советская Россия».
Все это, конечно, интересно и заслуживает уважения, но нас больше интересует нашумевшие заявления белорусского лидера относительно взаимоотношений с Россией.
ОБ ЭКСПОРТЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
«Мы пообещали, что мы [запрещенные к продаже в России] товары из Европы пропускать не будем. Но если мы получаем сырье, например молоко, яблоки или рыбу, то мы его перерабатываем. Мы не переклеиваем наклейки, нет. Это уже совсем другой товар.
В России предприятия переработки [пищевой промышленности] дореволюционные, в них страшно зайти, они далеки до наших модернизированных предприятий. И вот здесь мы перерабатываем продукцию и поставляем ее в Россию. Это запрещено? Нет. А транзитом мы в Россию ничего не поставляем».
«Допустим, мы привезли в Россию украинское молоко, а нам говорят, что этого нельзя делать. Кого мы в итоге наказываем? Украинского крестьянина. А почему вы не закрываете олигархические предприятия? Почему Roshen (липецкий кондитерский завод, принадлежащий президенту Украины Петру Порошенко) не закрыли?
Украинцы что, враги нам и россиянам? Давите украинских олигархов. Не давят, а почему? Потому что те делятся. Вот вам и вся проблема».
«Конечно, возможны случаи, когда кто-то просто переклеивает наклейку и продает, например, венгерскую продукцию под видом египетской. Но все это происходит уже на таможне – с российскими таможенниками договариваются и везут [товары в Россию]. В России за взятку можно все, там ничего не контролируется» (цитаты по РБК).
Цитаты говорят сами за себя: бывший производственник Александр Григорьевич бьется за развитие своих перерабатывающих мощностей, а российские мощности пусть остаются допотопными.
БЕЛАРУСЬ ПОДАЛА В СУД НА РФ ЗА СЕКВЕСТР ПОСТАВОК НЕФТИ
Белорусский лидер заявил, что «Россия – это святое». Но призвал не забывать, что Беларусь – независимое государство. При этом президент назвал полным вымыслом заявления о выходе Беларуси из ЕврАзЭС и Союзного государства (цитата из РИА «Новости»).
Белоруссия обратилась в суд в связи с нарушением Россией межправительственного соглашения по условиям поставок нефти.
«У нас есть межгосударственные договоры, и мы ни одного из них не нарушили. Россия же пинает их в хвост и в гриву. Мы договаривались, что Россия поставит нам 24 млн тонн нефти, теперь нам собираются поставлять уже 18, потом 14, а теперь уже речь идет и о 12 млн тонн».
Речь идет о нефти, поставляемой беспошлинно.
По мнению Александра Лукашенко, Белоруссия имеет право на снижение цены российского газа. «Газ привязан к нефти. Когда нефть была 120 долларов, все было хорошо. Мы платили дикие деньги за нефть. Соответственно, по формуле был привязан газ к этой нефти. И он имел высокую цену. И мы платили эту цену. Упала нефть до 40 долларов, сейчас 51 доллар и так далее. Значит, упала цена и на природный газ».
Таким образом, в связи с падением стоимости нефти, справедливая цена на газ должна составлять 83 доллара за тысячу кубов, считает Лукашенко. А российская сторона отказывается понижать цену, заявляя, что 132 доллара за тысячу кубов, которые сейчас платит Белоруссия, и так самая низкая. «Это не логика. У нас есть договоренность, у нас есть практика… это договоренность, и ее надо выполнять».
И здесь Александр Григорьевич по всем правилам сценарного искусства рванул на груди рубашку: «Зачем хвататься за живое? Зачем нас брать за горло? Ну, понятно, что без российской нефти мы обойдемся. Нам будет очень трудно. Ярослав (Романчук) скажет, что это нерентабельно, неэффективно, но свобода, независимость – это очень рентабельно и это не оценивается никакими деньгами и никакими числами. Это несопоставимо, если на одной чаше независимость, а на другой – российская, иранская, азербайджанская или американская нефть – это несопоставимо. Мы все равно найдем выход. Этого в России, к сожалению, не понимают».
В целом ситуацию вокруг нефтегазового спора с РФ он расценил, «как издевательство».
«Я написал письмо, прямо от руки, написал Путину несколько строчек – не надо нам идти этим путем… Это приведет к эскалации по многим направлениям, уже до границы дошло».
«Вы представьте: существуют межгосударственные договоры и соглашения. И один какой-то министр, пусть даже сильный, фээсбэшник и прочее, одним росчерком пера поставил крест на всех договоренностях, издав свой приказ – 801, 802, 803. Я даже называю номера этих приказов… Министр одним росчерком пера это перечеркнул. Это что, нормально?».
9 января Александр Лукашенко подписал указ, который установил безвизовый порядок въезда в страну на срок не более пяти суток через пункт пропуска «Национальный аэропорт «Минск» для граждан 80 государств, поясняет «Коммерсантъ». Указ распространяется на 39 стран Европы, Бразилию, Индонезию, США, Японию и другие государства.
Решение белорусских властей затрагивает интересы России, поскольку в рамках Союзного государства существует режим свободного передвижения и иностранцы, прибывшие без виз в Белоруссию, могут нелегально проникнуть на российскую территорию.
По мнению белорусского лидера, создание подобных пограничных зон нельзя допускать, у РФ и Белоруссии и без этого достаточно проблем. «Это, считаю, чисто политический выпад. Нельзя этого делать».
По словам Лукашенко, Минск согласовал с Москвой планы о 5-дневном безвизовом режиме для граждан 80 стран, в том числе США и государств-членов ЕС. Россия была не против.
В Москве заявления о нарушении каких-либо межгосударственных договоров с Белоруссией назвали некорректными. «Мы хотим подчеркнуть, что это не так, никакого пограничного режима не вводилось. Речь идет о введении пограничных зон, прилегающих к границе районов. Это связано с необходимостью регламентирования посещения приграничных районов гражданами третьих стран», – сообщили в пресс-службе Кремля.
При этом никаких последствий от такого введения для граждан Белоруссии и России нет и быть не может.
В Кремле напомнили, что Россия не является пионером в сфере введения приграничных зон. Четырнадцатого сентября 2014 года президент Белоруссии подписал указ № 433, который регламентирует установление приграничных территорий в пределах территориально- административных единиц, примыкающих к российско-белорусской границе.
«Совершенно справедливым образом подписание такого указа и введение приграничных территорий было обусловлено интересами обеспечения пограничной и приграничной безопасности, а также организации надлежащего уровня взаимодействия по пресечению незаконной миграции, наркотрафика и контрабанды. Это абсолютно правильная аргументация, абсолютно правильное решение, и в данном случае наши пограничники идут абсолютно по такому же пути», – отметили в Кремле.
Что же касается нефти, то на обвинения Александра Лукашенко из Кремля ответили, что из-за беспошлинных поставок нефти в Белоруссию Россия недополучила в бюджет с 2011 по 2015 год 22,3 миллиарда долларов.
«С 2011 по 2015 год беспошлинно ежегодно поставлялось от 18 миллионов до 23 миллионов тонн нефти нашим белорусским партнерам. И всего российский бюджет в период с 2011 по 2015 год в этой связи недополучил 22,3 миллиарда долларов. Все это является не чем иным, как прямой и косвенной поддержкой нашего союзного белорусского государства. Не будем также забывать, что 22 миллиарда долларов по различным траншам предоставлено в виде кредитов нашим белорусским коллегам по линии евразийского фонда стабилизации и развития».
В Кремле убеждены, что спорные вопросы, включая коммерческие, Москва и Минск должны решать спокойно, путем деловых переговоров.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./