ПРЕСС-ОБЗОР
ЗАПАДНАЯ ТУСОВКА ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ НЕУЮТНО
В швейцарском Давосе состоялся 47-й Всемирный экономический форум (ВЭФ). В нем приняли участие порядка 50 глав государств и около 2,5 тысячи бизнесменов из 140 стран. Почетным гостем форума был глава КНР Си Цзиньпин, этот визит в Давос для него стал первым.
Среди политиков ждали премьер-министра Великобритании Терезу Мэй. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд второй год подряд отказались от участия в форуме, премьер Канады Джастин Трюдо отменил поездку за неделю до начала.
Официальная делегация США состояла как на подбор из «хромых уток» – вице-президента США Джо Байдена, госсекретаря Джона Керри и Альберта Гора, вице-президента США при администрации Билла Клинтона. Единственный член команды Дональда Трампа, заявленный в списке участников, – Энтони Скарамуччи, основатель инвесткомпании Sky Bridge Capital и экономический советник Трампа. Последний, пока о нем судачили на панельных дискуссиях и в кулуарах Старого Света, спокойно готовился к куда более значимому событию – собственной инаугурации.
Официальная тема форума – «Чуткое и ответственное лидерство», через призму которой ВЭФ «требует признать, что в тех сегментах общества, где отсутствуют экономическое развитие и социальный прогресс, нарастают разочарование и недовольство». «В людях растет волнение, молчаливый страх того, что принесет новый мир», – говорил в ходе пресс- конференции основатель и председатель Давосского форума Клаус Шваб.
РАЗРЫВ МЕЖДУ «ЧЕЛОВЕКОМ ДАВОСА» И РЕАЛЬНЫМ МИРОМ
«Еще никогда разрыв между так называемым «Человеком Давоса» и реальным миром не был так огромен», – пишет Bloomberg. «Победа Трампа на президентских выборах в США, референдум по Brexit в Великобритании и расцветающие популистские движения по всей Европе привели к тому, что «Человек Давоса» теряется в догадках, является ли он частью проблемы».
Программа нынешнего форума ясно отражала степень тревожности. Политикам предстояло обсудить, как они могли допустить случившееся и как теперь с этим жить дальше на сессиях с красноречивыми названиями: «Стресс», «Психология популизма», «Как устранить кризис среднего класса», «Толерантность в переломный момент», «Эра постЕвросоюза», «Почему факты нас не объединяют». И, наконец, «Политика страха, или Восстание забытых?».
Речь идет о «белых фермерах» и жителях традиционных промышленных районов (на демократическом сленге – «ржавый пояс»), которых достала и запредельная толерантность (идеология «современной семьи» – однополые браки и прочее), и в целом политика демократов – так на мировой политической сцене появился Дональд Трамп.
Криком отчаяния, итожит Bloomberg, выглядела сессия: «Нестандартные решения: роль веры», где предстояло обсудить основанные на вере инновационные подходы, которые можно применить для решения современных проблем.
Хотя почему бы и нет?
Впрочем, если судить по «Докладу о глобальных рисках», то основной темой форума являются не отбившиеся от рук лидеры, а риски, связанные с окружающей средой. 15 сессий ВЭФ были посвящены проблемам, связанным с изменением климата, и еще девять – чистой энергетике. Прежде подобные темы не привлекали такого внимания, замечает «Газета.ru».
Однако не будем растекаться «по древу». Выступление председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина на Всемирном экономическом форуме в Давосе вызвало фурор.
ГЛАВА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ДЕРЖАВЫ ПРЕДСТАЛ ЛИБЕРАЛОМ
Товарищ Си восхвалял рыночную экономику, призывал мировых лидеров не отказываться от глобализации из страха перед ее негативными эффектами и «не запираться в темной комнате протекционизма».
И это в то время как новый президент «самой либеральной страны мира» – США − обещает отгородиться от южных соседей натуральной стеной, грозит европейским автопроизводителям повышением импортных пошлин и уже анонсировал демонтаж крупнейшего интеграционного проекта предыдущей администрации – соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, напоминает РБК.
Большое внимание председатель КНР уделил вопросу глобальной защиты климата. Он указал на опасность развала Парижского климатического соглашения. Эти слова явно были адресованы конкретному лидеру – новому президенту США, который в ходе предвыборной кампании яростно критиковал сам факт угрозы глобального потепления. Трамп говорил, что, в случае его победы на выборах, Америка выйдет из числа участников Парижского соглашения по климату.
Кроме того, некоторые заявления Трампа прямо касались Китая (например, о возможном введении 45-процентного тарифа на импорт из Поднебесной), что, по сути, означает торговую войну США и КНР.
«Мир перевернулся», – констатировал Анатолий Чубайс, один из главных российских либералов.
Ну, если не перевернулся, то уж точно, выражаясь словами Стивена Кинга, «сдвинулся с места».
Правда, до разрывов в пространстве-времени и волшебных превращений, как у «короля ужасов», дело пока не дошло. Но чего-то подобного многие уже ожидают – то ли провала в дыру истории Евросоюза и НАТО, то ли повсеместного прихода к власти радикальных популистов вследствие всеобщей «трампизации» европейской политики, да и не только европейской.
Так что момент, чтобы заявить об особой стабилизирующей роли Китая, Си Цзиньпин выбрал очень верный, отмечает Forbes. Пекин вежливо предупреждает все заинтересованные стороны, что если Трамп продолжит в том же духе, то Китай не только с удовольствием подхватит выпадающее из слабеющих рук Америки знамя глобализации, но и готов стать «своеобразным якорем здравого смысла», за который могут зацепиться «все тонущие сейчас в море абсурда».
ХОТЯ ЧТО СЧИТАТЬ АБСУРДОМ?
Экономический советник Трампа Энтони Скарамуччи говорил о взглядах шефа на внешнюю, экономическую и денежную политику. По его словам, Трамп выступает за независимость ФРС, призывает проявлять осторожность с укреплением доллара и не хочет торговой войны с Китаем. «Если, парни, вам не нравится, что он что- то пишет в Twitter, то хочу вас успокоить: он суперотзывчивый человек».
В разговоре с журналистами Скарамуччи сравнил политику Трампа с технологическими прорывами: «Как Стив Джобс, который взял телефон и превратил его в компьютер».
Риторика выступлений других официальных лиц американской делегации была привычно антироссийской. Так, вице- президент Джо Байден заявил, что Россия является главной угрозой мировому либеральному порядку: она под руководством президента Путина «использует все имеющиеся возможности, для того чтобы развалить европейский проект» и обязательно будет вмешиваться в избирательные процессы в других странах. Байден призвал Европу усилить свою энергетическую независимость и защиту киберпространства.
Но прорывов от «хромых уток» вряд ли кто ожидал.
«НЕТ НИ ОДНОГО ПУЗЫРЯ»
Представители России на Всемирном экономическом форуме гораздо больше говорили об экономике – точнее, о привлечении инвестиций, а о перспективах антироссийских санкций если и упоминали, то между строк.
Российскую делегацию в Давосе возглавили первый вице- премьер Игорь Шувалов и министр экономического развития Максим Орешкин, в нее вошли также представители крупного бизнеса – глава Сбербанка Герман Греф, глава ВТБ Андрей Костин, президент РУСАЛа Олег Дерипаска, председатель правления РОСНАНО Анатолий Чубайс и др.
Сессия под названием «Россия в мире» проходила в переполненном зале, отмечает «Лента.ru».
Судя по заявлениям Игоря Шувалова, правительство настроено оптимистично: в 2017 году ожидается рост ВВП РФ на 1-2 процента. «Мы вышли на экономический рост в конце прошлого года», – отметил Шувалов. Кроме того, Кабмин рассчитывает на скорый приход прямых иностранных инвестиций – поскольку экономика «выглядит достаточно здоровой».
«Мы сейчас находимся в ситуации, когда нет ни одного пузыря ни на одном рынке – ни на рынке недвижимости, ни на рынке ценных бумаг», – заявил первый вице-премьер.
О том, что бизнесу нужно идти в Россию, говорил и глава МЭР Максим Орешкин: «Те, кто не проинвестирует в Россию сейчас, будут сожалеть об этом в будущем».
ПРОГНОЗЫ БИЗНЕСА
Представители крупного бизнеса на ВЭФ тоже говорили о перспективах российской экономики. Глава ВТБ Андрей Костин поддержал прогноз Игоря Шувалова о росте ВВП до 1,5 процента. Глава Сбербанка Герман Греф полагает, что при таком сценарии в 2017 году суверенный рейтинг России может вернуться на уровень инвестиционного.
Президент РУСАЛа Олег Дерипаска высказал общее мнение промышленников, что зависимость нашей экономики от цен на сырье преувеличена, и необходимо развивать экспортный потенциал российских обрабатывающих отраслей.
«Те сырьевые ресурсы, которые у нас есть, должны трансформироваться в материалы, в компоненты, которые нужны мировому рынку, – говорил Дерипаска. – Они берут наши металлы, делают из них сплавы, делают полуфабрикаты, из которых появляются двигатели, компоненты для сложных узлов транспортного машиностроения. Все вопросы, которые мы можем решить, пока решают они».
Подводя итоги форума, первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что интерес зарубежных инвесторов к России в Давосе превзошел ожидания: «Что касается экономики и потенциальных возможностей в России – огромный интерес. Мы, честно говоря, думали, что будет немного скромнее, но интерес огромный».
В целом Давосский форум больше ставил вопросы будущему, чем давал ответы на них.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./