ПРЕСС-ОБЗОР
ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ КАПИТАЛАМИ
Двухдневный визит Президента России Владимира Путина в Японию не оправдал ожиданий простых японцев – спор о суверенитете Курильских островов не нашел своего решения. Каждая сторона считает себя правой, но готова начать совместную хозяйственную деятельность на спорных территориях.
Первый день официального визита был, скорее, неформальным и проходил на родине премьер- министра Японии Синдзо Абэ, в городке Нагато, среди горных озер и горячих источников. Японские СМИ много говорили о том, что само приглашение лидера другой страны на родину премьера – явление доселе небывалое.
Премьер предложил Путину искупаться в термальном источнике при отеле. «Когда вы купаетесь в горячих источниках, вся усталость вообще уходит. Так что после нашей встречи, обещаю, вы сможете отдохнуть в горячем источнике», – об этом трубили, в том числе, и наши телеканалы.
Президент до источников так и не добрался, итожит «Лента.ru».
«Спасибо большое за то, что можно будет ознакомиться с такими достопримечательностями этого замечательного места, как горячие источники, в которых, как вы сказали, можно отдохнуть», – произнес на встрече Владимир Путин. Но лучше сильно не уставать».
Японские СМИ однозначно оценили такой ответ: решить проблему островов не получится, президент не хочет трудных переговоров.
«Мне удалось прикоснуться только к одному горячему источнику – саке «Восточная красавица», – миролюбиво уточнил Путин. – Очень рекомендую, но нужно знать меру».
Да уж, или водка, или баня – не надо мешать.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Визит согласовывали несколько лет. Его могли откладывать и ещё столько же: в 2014 году Япония присоединилась к антироссийским санкциям. Но в 2016 году японского премьера Синдзо Абэ будто подменили. В мае он не просто приехал на переговоры в Сочи, а привёз план развития сотрудничества в 8 сферах: развитие медуслуг, промышленности, совместные проекты в нефтегазовой сфере, энергетике и т. д.
В сентябре во Владивостоке Абэ после комплиментов в адрес России предложил Путину «вместе строить новую эпоху японо- российских отношений», поставив «точку в ненормальной ситуации».
«Владимир, давай проявим смелость и преодолеем все трудности!». В Японии некоторые поняли так, что русские вот-вот махнут рукой на острова и скажут: «Да забирайте!»
Эти ожидания – насчёт территорий – завышаются с тех пор, как под давлением США Япония отказалась принять только Шикотан и Хабомаи (в качестве жеста доброй воли их предложил Н. Хрущёв) и потребовала отдать ещё Итуруп и Кунашир, – напоминают о событиях 1956 года «Аргументы и факты».
В итоге сегодня лишь около 10% японцев считают Хабомаи и Шикотан приемлемым компромиссом. Остальные уверены: острова – японские, а чтобы их вернуть, на соседа нужно нажать. Ну, или пообещать дождь из инвестиций.
Накануне визита глава МИД Японии Фумио Кисида подтвердил «Интерфаксу»: к визиту договорились ускорить согласование около 30 приоритетных проектов экономического сотрудничества.
Владимир Путин 13 декабря в эфире Nippon TV подчеркнул, что «у России нет территориальных проблем с Японией», тем самым отвергнув территориальные претензии. Он напомнил, что в декларации 1956 года допускается передача Хабомаи и Шикотана как жест доброй воли, но лишь после подписания мирного договора, – и не сказано, на каких условиях.
А УСЛОВИЯ ИЗМЕНИЛИСЬ
С 1956 года изменилось многое. Ведены 200-мильные исключительные экономические зоны, разведаны запасы энергоресурсов на шельфе вокруг островов…
Не нужно также забывать, что Япония остаётся военным союзником США и готовится разместить у себя радары и пусковые комплексы американских ПРО.
По информации газеты Asahi Shimbun, на ноябрьской встрече между главами советов национальной безопасности России и Японии Николаем Патрушевым и Сетаро Яти последний сообщил российскому коллеге, что в случае передачи островов на них вполне могут быть размещены американские базы, так как это соответствует американо-японскому договору о безопасности. Статья вышла 14 декабря, за сутки до начала переговоров, и, видимо, должна была охладить пропагандистский пыл японских СМИ.
ПЕРЕГОВОРЫ
В первый день, после пяти часов переговоров в закрытом режиме, глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, какие вопросы обсуждали лидеры. Оказалось, их интересовало мнение друг друга по многим вопросам – от Украины и Сирии до экономической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «А вот по поводу темы Курил обсуждение еще только планируется, в формате с глазу на глаз», – пояснил Лавров.
Поздно ночью в пресс-центре появился помощник президента Юрий Ушаков и слегка приоткрыл завесу. По его словам, лидеры дали указание экспертам подготовить к встрече совместное заявление насчет совместного хозяйственного освоения спорных островов.
«Эксперты в течение нескольких недель работали над текстом, но так и не смогли выработать текст, который подходил бы обеим сторонам. Поэтому пришлось за это взяться лидерам. Они потратили на согласования минут сорок – «завтра текст будет опубликован», – объявил Ушаков.
Утро следующего дня в Токио началось для Владимира Путина с делового российско-японского завтрака. Вернее, оно началось с того, что Путин опоздал на завтрак всего на 20 минут. Событие носило исторический характер, ерничает «Коммерсантъ» (в первый день на встречу с Абэ Путин опоздал более чем на два часа).
За завтраком, который переливался всеми цветами российско- японского бизнеса, Синдзо Абэ произнес речь, больше похожую на тост. Абэ восхитился тем, как быстро удалось детализировать его план из восьми пунктов, представленный в мае в Сочи.
Путин и вовсе производил впечатление человека, у которого всё хорошо.
ДРУЖБА КРУПНЫХ КАПИТАЛОВ
Участники остались довольны и самой встречей, и развитием экономического сотрудничества. По итогам был опубликован список из 80 подписанных документов, из которых 12 составляли межправительственные и межведомственные соглашения, 34 – меморандумы о взаимопонимании между компаниями и 24 – конкретные соглашения по уже полностью согласованным проектам.
Японские СМИ сообщили, что общая сумма контрактов – 300 млрд иен (около $2,5 млрд). Российские источники уточнили, что сумму пока нельзя назвать даже приблизительно: часть соглашений была подписана в ходе встреч уже после публикации списка, а часть – еще только в разработке.
Среди наиболее значимых соглашений – подписание и парафирование кредита в €200 млн от Японского банка международного сотрудничества (JBIC) компании «Новатэк» (по словам информированных источников, ставка в проекте «значительно лучше европейской»).
Достигнута договоренность о выдаче «Газпрому» синдицированного кредита в €800 млн консорциумом японских банков во главе с Sumitomo Mitsui. JBIC подписал соглашение о сотрудничестве с Внешэкономбанком. «Роснефть» договорилась с Marubeni Corporation о совместной разведке и добыче энергоносителей, а также строительстве газохимического комплекса.
Как заметил глава российско- японского делового совета Алексей Репик, «японцы, похоже, решили пойти ва-банк». «Они долго сомневались, но все-таки в итоге решили, что национальные интересы важнее. Тем более что сейчас в США период смены администрации, и у японцев есть запас времени на смелые ходы».
Компания «Р-Фарм», возглавляемая Репиком, получила на форуме стратегического партнера в лице японской «Мицуи Буссан», которая планирует выкупить долю от 10 до 20%.
Как считают японские бизнесмены, главная задача двух стран на этом этапе – «лучше узнать друг друга и наработать новые контакты».
Пока же, по сообщению главы Японской организации по внешней торговле (JETRO) Хироюке Исигэ, «какие-то планы по расширению бизнеса в России имеют за пределами крупных конгломератов лишь 4% предпринимателей». По его словам, это «вдвое меньше аналогичных показателей для Мексики или Филиппин». Президент Kawasaki Heavy Industries Сигэру Мураяма добавил, что «пока для малых и средних предприятий не хватает даже переводчиков с русского».
Директор Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО) Кунио Окада, обсуждая предварительные итоги визита, пришел к выводу: Токио все же удалось добиться от Москвы важных политических уступок.
«Механизм осуществления совместной хозяйственной деятельности означает две вещи. Во- первых, он распространяется на все четыре острова, а не только на Шикотан и Хабомаи. Во-вторых, введя специальный режим, Россия в принципе признает, что у японцев на эти территории больше прав, чем у любого другого иностранного государства».
Оценка промежуточных итогов российско-японского сотрудничества будет дана осенью 2017 года во Владивостоке на Восточном экономическом форуме, куда Синдзо Абэ обещал приехать.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./