Жил воробей Чирр-чирик, летал по садам и огородам с уютными красивыми домиками, что дачами называются. И не было у него забот и печалей. Лишь солнышко на покой соберется, найдёт он местечко потаённое и дремлет до утра. Летом ведь каждый кустик ночевать пустит. И с пропитанием все в порядке – сердобольные дачники устраивали кормушки для пташек, а они в благодарность помогали им избавляться от всяких ползающих и летающих вредителей сада.
Однажды повстречался Чирр-чирик с прекрасной воробьихой Чир-раей. Долго он не решался сделать ей предложение: а вдруг согласится и куда же тогда он её пригласит – нет у него ни домика-скворечника, ни уютного гнёздышка. И полетел он срочно решать квартирный вопрос. Но все скворечники были заняты, а гнёздышки так спрятаны, что ни одного не встретилось на пути. Заметив у одного красивого домика щелку между стеной и карнизной доской, он без труда проник внутрь. Всем хорошо было местечко – ни кошка до деточек не доберётся, ни ворона разбой не учинит и даже кукушка своего яйца не подкинет. Не покладая крыл, от рассвета до заката отыскивал он на земле травинки, пушинки, клочки собачьей шерсти и прочие материалы, пригодные для строительства чудесного гнёздышка.
Лишь солнышко закатится за горизонт, спешит он к заветному кусточку, к своей возлюбленной. Но если раньше они, усевшись на веточку и прижавшись друг к другу, до рассвета слушали соловьиные концерты и были безумно счастливы, то в последнее время Чирр-чирик вел себя довольно странно. При первых же распевах соловушки клевал носом и в скором времени засыпал, чем очень огорчал Чир-раю. Однажды утром она решила проверить, уж не завел ли он себе другую зазнобушку, и последовала за ним. Летел Чирр-чирик, летел, затем спикировал на землю, схватил клювиком что-то мохнатое, полетел к красивому домику и исчез под карнизом.
– Вот негодяй, морочит мне голову, а сам завел другую. Не хочу больше его видеть, – и опечаленная Чир-рая полетела куда глаза глядят. Вечером, вернувшись на заветный кусточек, Чирр-чирик сразу заметил перемену в поведении своей возлюбленной.
– Добрый вечер,– прочирикал он… и осёкся, словно пронзённый стрелой её недружелюбного взгляда. Резкая перемена в их отношениях напугала его – почувствовал, что может потерять любимую навсегда. Сбивчиво начал чирикать:
– Прости, дорогая, что раньше не сделал тебе предложения...
Но Чир-рая перебила его:
– А что, сейчас уже поздно и ты не свободен? Можешь оставить всё своё красночирикание для другой благоверной и не смей оправдываться, я всё видела.
– Любимая, ты ничего не могла видеть, потому что я только сегодня закончил обустройство нашего с тобой гнёздышка и прошу тебя стать моей спутницей жизни. Завтра с утра ты по достоинству оценишь мои труды.
Утром они проснулись на заре. Чир-рае не терпелось с кем-нибудь поделиться своим счастьем.
– Любимый, спеши в наше гнездышко, а я повидаюсь с подружками и прилечу к тебе.
Чирр-чирик был ужасно потрясен, когда, подлетев к карнизу, не обнаружил щели в своё жилище. Он уселся на забор напротив дома и призадумался.
– Я не мог ошибиться, это тот самый дом, рядом высокое ветвистое дерево, а возле забора груда укрытого кирпича. Чирр-чирик сорвался с забора, вихрем подлетел под карниз, быстро и сильно хлопая крыльями, приняв вертикальное положение, стал оглядываться. Не отыскав лазейку в своё гнёздышко, вновь вернулся на забор. Он был так возбуждён, что его хвостик трясся, как у трясогузки. Сидя на заборе, Чирр-чирик наклонял свою бедную головку то вправо, то влево, устремив свой затуманенный взор в тот угол карниза, где было его гнездо. Не замечал он и того, что распотрошённое, оно валялось на земле, а щель вдоль карниза аккуратно забита планкой. Чирр-чирик вновь и вновь взлетал и крутился под карнизом. Шум его крыльев привлек внимание поливающего грядки хозяина дачи. Понаблюдав за странным поведением воробышка, он смекнул, в чем тут дело и посоветовал ему:
– Не убивайся ты так, есть ещё время построить новое гнёздышко и вырастить детушек.
До сознания Чирр-чирика дошёл совет дачника. Немного успокоившись, он полетел подальше от злополучного места. Навстречу ему – Чилл-чилик. Будучи птенцом, тот чирикал: чилик, чилик – вот и назвали его родители так. Увидев печального Чирр-чирика, спросил, мол, что случилось?
Чирр-чирик поведал свою ужасную историю и добавил:
– Она не простит меня вовек.
Подумав, Чилл-чилик стал его успокаивать:
– Не надо расстраиваться. Полетим туда и посмотрим, что можно сделать.
Они уселись на забор через две доски друг от друга, и Чилл-чилик прочирикал:
– Покажи, где у тебя было гнездо?
Чирр-чирик подлетел к углу карниза и закрутился под ним, затем вернулся на забор и спросил:
– Ну, и что тут можно сделать?
– Дай подумать, – ответил Чилл-чилик.
В это время подлетела к ним Чир-рая и прочирикала:
– Что ж вы, братцы, не веселы, что ж вы головы повесили? Поссориться успели или новоселье передумали справлять? А ну признавайтесь, какая кошка между вами пробежала?
– Никакой кошки мы не видели и не ссорились, – прочирикал Чирр-чирик и поведал ей о случившемся.
Подумав, Чир-рая сказала:
– Как хорошо, что это случилось раньше. Что было бы со мной и нашими детками, если бы поселились здесь? Я очень надеюсь, что мы быстро построим прекрасное гнёздышко в другом месте.
Не тратя времени, троица отправилась возводить новые «хоромы».
Михаил ШУШАКОВ