ОБСУЖДАЕМ ПОСЛАНИЕ
АЛЕКСАНДР КОРЕЛЯКОВ:
С интересом слушал Послание, потом вытащил его из Интернета и внимательно ознакомился. Могу сказать: все тезисы мне нравятся. Только как их собираются воплотить в жизнь, я не понял. Поскольку между тезисами и осуществлением должна быть какая-то ясность.
Например: «…Мы должны так ориентировать нашу налоговую систему, чтобы она работала на главную цель – на стимулирование деловой активности, на рост экономики и инвестиций».
Это пожелание. Хорошо, а каким образом?
Вот я вчера подписал план мероприятий по подготовке к монтажу технологической линии для производства AMG-сепарации (в мире такую сепарацию делают всего несколько стран, на постсоветском пространстве – никто), где у меня расписаны ответственные и конкретные сроки. Здесь же, к сожалению, я не вижу ни ответственных, ни хотя бы направлений, как ориентировать налоговую систему.
Нужно начинать с самого слабого места. Считаю, что самым слабым местом в налоговой системе является налог на добавленную стоимость (НДС). Он разворовывается, хотя его контролируют толпы проверяющих.
С июля на Тюменском аккумуляторном заводе идет очередная налоговая проверка. Сегодня уже декабрь. Почему так долго? Потому что проверку прерывают – по закону ее можно осуществлять всего два месяца. Ищут неуплату НДС не у нас, а у юридических лиц, у которых мы что-то купили, заплатив стоимость товара и НДС. А те, как считают проверяющие (и это вполне может быть), положили налог (или часть налога) в карман. Запросы, перезапросы…
Решать никто не хочет. А если бы, например, в этом налоге не было системы возврата, то воровство бы уменьшилось в разы. Постоянное желание заставить заплатить НДС «за того парня» не способствует инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Хотя в отрасли, связанные с природными ресурсами, инвестиции шли и будут идти: без ресурсов человечество обойтись не может. Поэтому всегда найдутся люди, которые будут вкладывать средства в добычу и переработку природных богатств.
«…Прошу правительство проработать механизмы осуществления механизмов устойчивого бюджета и государственных финансов».
Хороший посыл. Но как его осуществить? Я напомню слова одного классика, которого сейчас не принято цитировать: «Недостатка в хороших идеях не бывает. Но людей, способных их осуществить, становится все меньше и меньше». Если нет направления, как их должно «проработать», то, мне кажется, ничего не будет.
«… Мы серьезно обновили правовую базу в сфере предпринимательства. Сейчас важно обеспечить эффективное правоприменение – и прежде всего на местах. Обращаю внимание, в каждом регионе страны базовые сервисы для бизнеса: разрешение на строительство, доступ к инфраструктуре и так далее, и тому подобное должны в полной мере соответствовать требованием федерального законодательства и лучшим региональным практикам».
Я стараюсь власти не беспокоить, но иногда приходится. Мы построили столовую для заводского профилактория (говорят, это последний заводской профилакторий в Тюменской области), сейчас пытаемся сдать его в эксплуатацию и поставить на кадастровый учет. Господа чиновники, точнее, чиновницы, отказывают. Суть отказов на последний запрос. Первое: вентилятор, который висит на стене, бросает тень на муниципальную землю. Второе: точка на заборе на 15 сантиметров вылезла на муниципальную территорию.
Мы наймем геодезиста – проверим. Но почему раньше не сказали – окутано тайной. Как поступил бы чиновник, например, в Китае или Австрии (видел собственными глазами)? Он бы спросил: чем могу помочь? И предложил бы клочок земли – 6 квадратных метров, заросших бурьяном, – купить. А нам говорят: обращайтесь в суд – он решит в вашу пользу. В аналогичных случаях уже обращались – суд именно так и решал. Но почему я должен судиться с государством?