ЛЕСНОЙ СЕВ

В ЛАДАХ С ПРИРОДОЙ 

Куда не пойдёшь в осеннем лесу, всюду красными каплями блестят на кустах шиповника ягоды. Я останавливаюсь, набираю горсть и продираюсь дальше сквозь чащу, жую мякоть, выплёвываю по сторонам семечки. Много я шиповника сегодня рассадил по своему пути. Пусть растет везде – птицам корм. 

По краю кочкаристого осинника высятся заросли сухих стеблей: дудок борщевика, купыря. Иду, раздвигаю дудки, зонтики купырей осыпают меня сухим дождём семян. Зонтики давно созрели и только ждут, кто бы их тронул, чтобы стряхнуть на сырую почву урожай. Пусть растут и новые купыри – борщевики. Высохший осот и кипрей в завитках лопнувших стручков унизаны сероватым пухом. Прохожу – сбиваю пух. Ветер подхватывает и несёт его далеко-далеко. Летите семена-парашютисты, засевайте землю, чтобы не томилась от безделья её плодородная сила. 

Вейник на сухих вырубках хлещет меня по груди, сыплются из длинных колосьев за ворот, в складки одежды и карманы лёгкие, будто опилки, семена. Сею и вейник – расти, расселяйся, по вырубкам бессчётно, умножай семя своё, словно песок морской! В жаркие летние дни в твоих зарослях будут шнырять пухлые тетеревята, разыскивать мошек, блошек, прячась от хищных врагов. 

Мокрые от травы резиновые сапоги сплошь залеплены мелким мусором семян подорожника. Сколько вырастет его на будущий год, где сегодня ступила моя нога! Пусть растёт и подорожник, хитрая трава, приспособившаяся жить возле человека. Сажусь на пень отдохнуть. Отворачиваю длинные голенища, стряхиваю на землю чёрные клубочки крапивного семени, какие-то шишечки, головки, зёрна. Сдираю прилипшие к одежде колючки репейника и череды. Не стоило бы вас сеять, больно надоедливы. А куда денешься? Разбрасываю колючки – ладно, пусть размножаются, раз уж растут они на нашей земле. Снимаю выгоревшую шляпу – ого, сколько на её полях разных семян! Широким взмахом раскидываю их вокруг себя – растите, умножайте нашу сибирскую природу! 

Я ведь понимаю: лес будет и без моего посева расти, и трава тоже, но всё-таки… Хоть что-то и я сделаю. Пусть это будет моя плата за то, что, проходив день-деньской по лесам-полям, дома я достану из рюкзака добытого косача с туго синим пером и с прилипшим к нему жёлтым берёзовым листом. Неужели я не заслужил его за полный рабочий день на лесном севе? 

Владимир КИРГИНЦЕВ, Голышмановский район 

 


30349