ПРОСТО ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ!

ВОПРЕКИ

О том, что человек, о котором расскажу ниже, инвалид, меня предупредили заранее. Идя на встречу, настроился соответственно. Про других не знаю, а про себя скажу, что теряюсь, общаясь с такими людьми, испытываю какую-то неловкость, словно виноват в их несчастье. Но встретились – и никакого душевного дискомфорта! Да и не думалось как-то, что передо мной человек с ограниченными физическими возможностями…

Геннадий Зиновьевич Лещенко. Он сразу сказал: хотя фамилия на «ко», но русский. Правда, прадед был из хохлов, в стародавние времена добравшийся до Омской области, поселившийся на станции Называевской. Вот оттуда Геннадий Зиновьевич и перебрался в поселок Туртас Уватского района. Приехал погостить к брату, и до того поглянулись здешние просторы, а особенно воздух чистейший – не надышаться, что перевез в 1990 году семью, чтобы поселиться тут навсегда. Работу нашел привычную – трактористом, но там работал в совхозе, а здесь устроился в местную ПМК. Что еще о семье? Две дочери – одна живет в Сургуте, вторая – в Воронеже, четверо внуков. 

В 2000 году случилась беда. Настиг его инсульт, грозная болезнь сосудов головного мозга, или «мозговой удар», как ее еще называют. Статистика свидетельствует: большинство людей, перенесших инсульт, становятся инвалидами, не способными обходиться без посторонней помощи, этот недуг занимает первое место среди всех причин инвалидности. Вот и Геннадию Зиновьевичу дали группу – вторую нерабочую. Еще бы, ведь отнялась левая сторона тела, непослушными стали рука и нога, и речь не всегда внятная. Ладно, супруга Любовь Ивановна всегда рядом, при случае подскажет и поможет. 

– Я, как сопровождающая его повсюду, в его теперешней жизни играю особую роль. Вот только что вернулись из больницы, куда водила его «прокапаться». Неудачно: нет сегодня нашего врача. Лекарства выписали, и то хорошо… 

А тогда, когда случился удар, надо было как-то приспосабливаться к своему новому положению человека, ограниченного физически. С виду вроде все, как раньше: ходишь, сидишь у телевизора, обедаешь, спишь… ан нет! Как дамоклов меч висит, и никуда от этого не деться, угроза второго инсульта. Но спасение есть, оно в движении, о чем настоятельно говорила, нет, заклинала его тюменская докторша во время врачебно-трудовой экспертизы, именуемой в народе комиссией по инвалидности, или коротко – ВТЭК. Да и другие врачи о том же: больше ходи, двигайся, занимайся посильной работой в доме. И теперь какая ни есть работа в их благоустроенной трехкомнатной на втором этаже, она для него вся посильная. И то, что квартира на втором, для него не в тягость, наоборот, дополнительная нагрузка на мышцы ноги. Еще грядками, что под окнами, занимается. Вскопав весной, и далее по ходу лета Геннадий Зиновьевич обихаживает их, любо-дорого смотреть. 

– Правой рукой копает. Два рядка пройдет, отдохнет, отдышавшись – опять за лопату. Лето хорошо переносит, вот левая рука работала бы, он все бы делал, – проинформировала меня Любовь Ивановна и вдруг, вспомнив что-то для нее, несомненно, важное, с понятной гордостью за мужа добавила: – Курить бросил! А ведь сызмальства смолил. Но в мае, аккурат в свой 60-й день рожденья, сказал табаку «нет!», сказал, как отрезал… 

Главное, что уяснил он тогда – не сдаваться. Раз в движении жизнь, значит, через силу, через не могу надо двигаться. А поддался, слег – все! Тут и плечо заболит, и нога заноет… А еще важно не оставаться наедине с мрачными своими мыслями. Иди к людям, в общении с ними обретешь уверенность, на миру не то что инвалидность, сама смерть не страшна. 

И стал Лещенко своим в Уватском районном обществе инвалидов, общественником, значит. Как председатель первички он представляет в районе туртасских инвалидов, через него организация проводит с ними работу. Каждого знает, с каждым знаком не шапочно. До райцентра 30 километров да переправа через Иртыш, какое-никакое расстояние, всякий день не наездишься. А телефон на что? Вчера, например, позвонив в ВОИ, узнал, что намечается мероприятие районного масштаба. Тут же оповестил своих наиболее активных членов первички, таких у него до полутора десятка человек: готовьтесь, друзья, 9 декабря едем в Уват на соревнования: шахматы, шашки, дартс, плаванье… Сам соревнуется в дартсе, и, конечно, будут поединки в армрестлинге, где у него немало сильных и упорных соперников, но тем и слаще победы. А грамотами и дипломами за призовые места и активное участие в районных паралимпийских играх, спартакиадах и спортивных фестивалях инвалидов увешаны две стены небольшой комнаты. 

Среди грамот несколько принадлежат Любови Ивановне. Жена тоже группу имеет, у нее врожденный порок сердца. Тянется за мужем, участвуя во всех мероприятиях, организованных в районе для людей их положения. Трудно поверить, но эта хрупкая с виду женщина наряду с метанием дротиков в круглую мишень, состязания, привычного среди инвалидов, соревнуется еще и… в толкании ядра. Правда, случилось несчастье, и о ядре пришлось на время забыть. Надо же, поскользнувшись на ступеньках одного крутого уватского офиса, Любовь Ивановна сломала руку, но присутствие духа ею не утрачено: дело прошлое, да и рука зажила. Не будет ничего удивительного, если летом на очередных паралимпийских играх в Увате мы вновь увидим ее в секторе для метания спортивного снаряда. 

Возможно, кто-то подумает, что, помимо телевизора и спортивных, от случая к случаю, мероприятий, времяпрепровождение у инвалидов Туртаса ничем иным не заполнено. Подумает и ошибется. 

– Часто собираю своих друзей в здании администрации поселка. Там за разговорами занимаемся, кто чем, в основном изготовлением поделок всяких… – начинает рассказывать Геннадий Зиновьевич. 

– А то, позвонив ему, уж его дело известить всех наших, приезжают из Увата врачи-консультанты, массажисты, привозят свои приборы, занимаются с нами там же, в администрации, в выделенном для нас помещении, – добавила Любовь Ивановна. 

Что-то еще хотела сказать, да перебил зазвонивший мобильник мужа. На связь с председателем Туртасской первички вышла председатель Уватского районного общества инвалидов Рахиля Ходосевич. Говорили о футболках, их закупят к предстоящему 3 декабря Международному дню инвалидов. Задача Лещенко – узнать и передать размеры. «Понял, сделаю!» – без лишних слов пообещал он. Позднее я разговаривал с Рахилёй Мирхатамовной и услышал такую восторженную оценку по поводу Геннадия Зиновьевича: 

– Он живет общественной работой, нашел в ней тот стимул, который дает ему духовную да и физическую силу. Не ждет поручений, а чаще звонит сам: вы уж не забывайте меня и Туртас, намечаются мероприятия, сообщайте сразу. Легко и интересно работать с нашим Геннадием Зиновьевичем! 

И подумалось: человек, отбросив бессмысленные стенания, поднялся над самим собой, над своими болями и болячками. Не оглядываясь на прошлое и не заглядывая в будущее, он просто живет! Полнокровной и насыщенной, невзирая ни на что, жизнью. 

Александр ПАРАМОНОВ /фото автора/ 


30264