ПЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕР 

ТВОИ ЛЮДИ, СЕЛО 

В трескучие сибирские морозы без пышущей жаром печи не обходился на Руси ни один дом. Да и летом печь-матушка необходима: еду сварить, хлеб испечь… Да мало ли дел от неё зависит. Поэтому печных дел мастера были, что называется, в большом почёте. В настоящее время эту профессию осваивать люди не торопятся – пыльная и нелёгкая.

Однако на земле исетской не перевелись самородки, которые любую печку смастерить могут. В их числе Виктор Брусянин из Бобылево. Про таких, как он, говорят: «Где родился, там и пригодился». Выходец из многодетной семьи никогда не гнушался труда. После окончания восьмилетней школы выучился в тюменском ГПТУ №4 на токаря. Трудился по специальности, в перерывах между сменами посещал школу ДОСААФ. Получив водительское удостоверение, вернулся на малую родину, устроился водителем в колхоз «Россия». За свой многолетний труд Виктор Александрович неоднократно поощрялся почётными грамотами и благодарственными письмами. 

Но есть у него ещё одна профессия, которую, будучи совсем юным, Виктор освоил самостоятельно. Он отменно кладёт печи. 

– Мне было лет двенадцать. К тому времени отца уже не было, после войны недолго пожил, – рассказывает собеседник. – Мама заставила меня разобрать в бане каменку. Сделал, как она велела. Запомнил, как печка была сложена. Решил попробовать смастерить сам. Получилось. Старший брат, прознав про это, попросил сделать и ему такую. С тех пор и пошло. 

Виктор Александрович тридцать восемь лет прожил со своей любимой Марией Яковлевной. Вместе воспитали трёх детей. Сейчас помогают внукам. 

В 1978 году молодой тогда семье Брусяниных от колхоза «Россия» было выделено жильё в двухквартирном доме. Две печи – «русскую» и «механку» – хозяин смастерил сам. А чтобы набраться опыта, подглядывал за работой местных мастеров. Со временем и к нему стали обращаться односельчане. Скромный и отзывчивый печник цены не заламывал, строил печки на совесть, зарекомендовав себя отличным мастером. 

– И ремонтировать приходилось, – делится он. – Бывает, даже посмотрев на печь, могу определить, кто её мастерил. Всех печников в округе знал. Сейчас из них уж мало кто здравствует. Да у меня самого здоровьице подводит! И спина болит, и шея, но всё равно не отказываю людям, знаю, что печь человеку в деревне важна и нужна. Раньше, бывало, целый день в поле прокрутишь баранку, домой возвращаешься, пора бы и отдохнуть, но приходят, просят печь сложить. Ну что делать? Иду. И вечерами, и по выходным... А потом снова на работу. За труды мои вечерние тогда через бухгалтерию колхозную рассчитывались. Сложить печь стоило по тем временам 25 рублей. 

В настоящее время с появлением в домах голубого топлива люди стали устанавливать газовые и электрические котлы. А раньше без печи не обходилось, она и помещения теплом обеспечивала, и хозяйкам помощницей была: пышные пироги, хлеб и блины, каши и супы… Много чего можно в ней приготовить! 

И всё же спрос на печь русскую остаётся. 

– В чём секрет вашего мастерства? – спрашиваю. 

– Секретов никаких не имею. Главное – правильно раствор завести и чтоб кирпич ровно лёг, на совесть, от души чтобы была печь сложена! – улыбаясь, говорит Брусянин. – Хотел было сосчитать, сколько печей смастерил, да сбился со счёта. 

Вот уже шесть лет, как Виктор Александрович на пенсии, но и сейчас не знает отдыха. С супругой Марией Яковлевной занимался ремонтом дома. А если Виктор отдыхать присядет, так обязательно у печи, потому как возле неё тепло, хорошо и удобно. 

Марина ЧАГИНА /фото автора/ 


30278