ПАЦИЕНТ СКОРЕЕ МЁРТВ, ЧЕМ ЖИВ 

ПРЕСС-ОБЗОР 

В ЛИМЕ ПРОШЁЛ САММИТ КРУПНЕЙШИХ ЭКОНОМИК АТЭС

19-20 ноября в столице Перу Лиме прошел саммит крупнейших экономик Азиатско-Тихоокеанского региона (АТЭС, 21 экономика плюс Тайвань) − последний для уходящего президента США Барака Обамы и первый для Дональда Трампа, он там незримо присутствовал. 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ВОЗДУХЕ И НА ЗЕМЛЕ 

Для части российской делегации дорога на саммит была полна приключений. Сначала за их самолетом в небе увязались швейцарские истребители, а затем на земле выяснилась «маленькая проблемка». Пока техники пытались отремонтировать самолет, сотрудники посольства России в Португалии показали, на что они способны – отменили визовый режим с ЕС, и весь день российская делегация гуляла по Лиссабону без въездных штампов и виз. 

В то время как в Лиссабоне разворачивалась производственная заминка, в Лиме прошла многообещающая встреча Владимира Путина и президента Филиппин Родриго Дутерте. Невоздержанный на язык борец с наркотрафиком, назвавший президента США «сыном шлюхи», не обманул ожиданий − протокольную встречу превратил в мини-спектакль, живописует «Лента.ru». 

ДУТЕРТЕ ОБЕЩАЕТ ПРИМКНУТЬ К РОССИИ И КИТАЮ 

В качестве пролога Дутерте пообещал «расстаться» с традиционным союзником – США – и примкнуть к России и Китаю. С Вашингтоном Дутерте разругался из-за упреков американцев в том, что война с наркотрафиком на Филиппинах обернулась тысячами внесудебных расправ. 

Избранному президенту США Дональду Трампу Родриго Дутерте дал аванс и пообещал зарыть топор войны, тем более что они оба любят ругаться, а значит – найдут общий язык. 

Президенту России Дутерте выказывал явные симпатии. «Я очень ждал этого момента, сегодняшнего дня, когда смогу с вами познакомиться», – с ходу сказал он Путину. 

Отдав должное лидерским качествам российского президента, Дутерте объяснял, что холодная война отодвинула Филиппины как часть западного мира от России. «Но что касается недавнего времени, мы можем видеть, как западные нации пытаются нападать и запугивать малые государства − это свидетельство их ханжества. Они, мне кажется, хотели бы начать войну (они уже начинают войну и кампанию против нас), хотя участвовать в этой войне сами они боятся». 

Родриго Дутерте уже было не остановить: «Возьмем, например, Соединенные Штаты Америки. Они ведут войны по всему миру: во Вьетнаме, в Афганистане, Ираке. Это абсолютно деструктивная политика». 

Путин едва заметно кивал – он об этом толковал уже добрый десяток лет. 

Предчувствуя скандал, организаторы попросили прессу удалиться. Но у Дутерте будет шанс продолжить спектакль в Москве. 

− Насчет союзников России вы все знаете, − сказал Путин. − «Во всем свете у нас только два верных союзника, – любил говорить император Александр III. – Наша армия и флот. Все остальные при первой возможности ополчатся против нас». 

В этот день президент России встретился и с председателем КНР, и с президентом Перу, и с президентом Вьетнама. Но самым многозначительным оказался разговор с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, который позиционирует себя как близкий друг. 

КУРИЛЫ НАШИ, НО «ЕСТЬ ВАРИАНТЫ» 

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, всегда с юношеской легкостью вбегающий в комнату переговоров, заверил Путина, что жители его родного города Нагато с нетерпением ждут его в гости. Дата визита уже утверждена – 15-16 декабря. «Я готов принять тебя в традиционной японской гостинице с горячим источником, а на следующий день мы переедем в Токио и обсудим экономические вопросы», – сказал премьер. 

За экономическими вопросами скрывается территориальный спор, из-за которого страны до сих пор не подписали мирный договор по итогам Второй мировой войны. 

− Курс на решение просматривается, но необходимо двигаться шаг за шагом, чтобы преодолеть гору, – говорил Абэ. 

− И Россия, и Япония хотят заключения такого договора, но путь к нему непрост», – согласился Путин. 

Отсутствие договора Владимир Путин назвал анахронизмом, а Токио и Москву – абсолютно естественными партнерами в регионе. 

− Курильские острова – суверенная российская территория, – подчеркнул Путин и оставил пространство для маневра − «варианты есть». 

ОБАМА ТЕРЯЕТ ЛИЦО 

Второй день саммита был полностью посвящен общему будущему государств Азиатско- Тихоокеанского региона. В нем маячил неприветливый Дональд Трамп и улыбчивый Барак Обама, который теряет лицо. 

Дело в том, что избранный президент США в видеообращении озвучил план своих первоочередных задач. Всего, по словам Трампа, первостепенных задач будет шесть. Первой задачей новый президент видит окончательный выход США из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). 

В своей речи Трамп назвал участие Вашингтона в этом соглашении «потенциальной катастрофой». Вместо ТТП он предлагает заключение отдельных соглашений, которые будут гораздо выгоднее для США. 

Кроме этого, Трамп намерен снять «уничтожающие рабочие места ограничения, касающиеся выработки энергии в США», в частности – в добыче углеводородов. 

Новый президент также заявил о намерении упростить законодательство, касающееся ведения бизнеса в стране, чтобы стимулировать предпринимательскую активность. 

Касаясь одной из важнейших тем своей предвыборной кампании – проблемы миграции – Трамп отметил, что намерен инициировать расследования по визовым нарушениям, передает ТАСС

ТТП БЕЗ США НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА 

Договор о ТТП, переговоры о котором шли в течение восьми лет, был подписан 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона в феврале этого года. Торговый пакт предусматривал отмену таможенных пошлин на товары и услуги в регионе. 

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ неоднократно подчеркивал, что соглашение по созданию такого партнерства без участия США не будет иметь смысла, напоминает Forbes

В итоге, на саммите АТЭС о ТПП говорили, как о тяжелобольном пациенте. 

«Если мы остановим внутренние процедуры, ТТП окончательно умрет. Тогда мы не сможем обуздать протекционизм», – выражал обеспокоенность Синдзо Абэ. 

Австралийский пре-мьер- министр Малколм Тернбулл надеется на то, что Трамп изменит свое мнение. 

Глава правительства Сингапура Ли Сянь Лун сообщил, что страна продолжит вносить изменения в законодательство для последующей ратификации партнерства. 

Вьетнам предпочел смотреть на развитие событий со стороны. 

Владимир Путин, последовательно критиковавший соглашение, напомнил, что всегда считал документ неестественным. «Наша позиция не изменилась, – отметил он. – Она заключается в том, что региональные объединения нужны и важны, но они должны создаваться и развиваться на базе универсальных норм, принятых во Всемирной торговой организации». 

Именно таким образом функционирует Евразийский экономический союз (ЕврАзЭС), подчеркнул российский президент. 

КИТАЙ ПРЕДЛАГАЕТ СВОЙ ВАРИАНТ 

Основным сторонником либерализации торговли в рамках АТЭС сейчас выступает Китай. Он предлагает создавать единую зону торговли на основе своего проекта – Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) – с добавлением новых участников, таких как Перу и Чили. 

Другие страны АТЭС – Япония и Сингапур предпочитают говорить о необходимости продолжения ратификации Транстихоокеанского партнерства (ТТП). 

Словом, саммит АТЭС зафиксировал расхождения позиций. 

ИТОГОВОЕ КОММЮНИКЕ 

Создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках АТЭС (FTAAP) является основным инструментом интеграции в регионе, такое соглашение должно принести не только снижение тарифов, но и отражать «следующее поколение» проблем в торговле и инвестициях, говорится в итоговом коммюнике, сообщает «Коммерсантъ»

Торопиться с созданием этой более широкой зоны, чем Транстихоокеанское партнерство, участники не собираются – только к 2020 году планируется определить конкретные сектора, по которым могли бы вестись переговоры. 

«Разный уровень развития и либерализации в рамках уже существующих соглашений будет препятствовать созданию единой зоны», – говорится в декларации. В ней также отмечено, что FTAAP должна строиться на основе региональных соглашений, таких как ТТП и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). 

Члены китайской делегации на форуме сообщили, что Перу и Чили выразили желание присоединиться к ВРЭП. Обе страны подписали документ о ТТП и уже имеют соглашения о свободной торговле с Китаем. 

Ряд других участников АТЭС, в частности Малайзия и Австралия, также поддержали ВРЭП, отметив, что «возможности для интеграции не ограничиваются ТТП». 

МИД Китая после встречи с Владимиром Путиным выпустил заявление, что Китай и Россия будут совместно продвигать создание ЗСТ в АТЭС (РФ не является участником ВРЭП). 

В Пекине отмечают, что для развивающихся стран порог входа в соглашение о ЗСТ должен быть низким. 

Предполагается, что соглашение «может быть финализировано» в следующем году, переговоры ведутся в закрытом режиме, и пока не ясно, каким будет содержание. Как ожидается, оно будет существенно уступать ТТП по степени открытия рынков и охвату норм регулирования. 

В российском правительстве, хоть и не исключают возможности создания ЗСТ с Китаем, относятся к инициативе крайне осторожно. 

Сергей ШИЛЬНИКОВ 

Евгений КРАН /рис./ 

 

 

 


30206