Жемчужина в оправе сталинской архитектуры

ИСТОРИИ  СТРОКИ 

Помолившись, каменщики взялись за дело. В день клали по 30 кирпичей. Не более. Спешка – враг качества. Кирпичи мастера выкладывали впритык – друг к дружке, будто чеканили. И часовня в Тюмени росла день ото дня. Проходивший мимо нее люд останавливался, крестился. 

НА КРАЮ БАЗАРНОЙ ПЛОЩАДИ 

…Завершение работ по строительству часовни случилось в 1910 году или в 1912-м? Нет точного ответа. Но к 300-летию Дома Романовых она уже служила по назначению. Так тюменцы увековечили память «В Бозе почившаго мученическою смертию государя Императора Александра Николаевича». (В воскресенье первой недели Великого поста, 1 марта 1881 года). 

В журнале собраний городской Думы от 1914 года нахожу любопытную запись: «Причт и староста градо-тюменского Знаменского собора предлагает возбудить вопрос о передаче в распоряжение Знаменского собора для перестройки Базарной часовни в храм и на устройство квартир для соборного причта того капитала, который имеет своим назначением сооружение в Тюмени нового собора и каковой капитал, определяющийся ныне с наросшим на него процентами около 30 000 р, является составленным: а) из основного капитала в 10 000 рублей, имевшего своим назначением постройку собора, б) из основного капитала в 7 832 р. 27 коп., имевшего первоначальным своим назначением сооружение часовни в память Императора Александра II. 

Возбуждая этот вопрос с подробной его мотивировкой, причт и староста главным основанием такого ходатайства выставляли то обстоятельство, что ныне, с переименованием обширной Знаменской церкви в соборную, не встречается надобности в постройке нового соборного храма, тем более что для сей цели совершенно недостаточно собранных средств. Городскую же Думу причт и староста просили вновь подтвердить свое согласие на передачу Знаменской церкви части капитала». 

Это ходатайство гласные адресовали в Тобольскую Духовную Консисторию. Вскоре причт и староста сделали новое письменное заявление, в котором указали об изменении целей назначенного капитала, а именно «на ремонт и украшение соборного Знаменского храма, в чем сейчас ощущается крайняя надобность, а другая часть капитала должна пойти на перестройку Базарной часовни в церковь с тем, чтобы эта церковь была создана в честь тезоименного с почившим Царем мучеником освятителя Благоверного великого Князя Александра Невского, и было установлено в сем храме вечное поминовение Императора Александра II, чем и будет осуществлено желание тех жертвователей, которые приносили свои жертвы на сооружение часовни в память Царя освободителя». 

Большую церковь построить не удалось. В махонькую часовню приезжий люд захаживал помолиться, особенно во время проведения ярмарок и распродаж. Она стояла на краю Базарной площади. 

В военное время в ней размещались склады, бочки с керосином. В 50-х продавали книжки. Красивый розовый домик с голубой крышей, не похожий на соседних великанов, детям казался теремком из сказки. 

В 1957-м, когда отмечалось 40-летие Октября, часовню разобрали на отдельные кирпичи и блоки. Полгода разрушали, так крепки были стены, не хотели они сдаваться. 

К ЮБИЛЕЮ ДОМА РОМАНОВЫХ 

Весна 1997 года. Фирма «РЕГИТА» (красивое название толкуется по-научному: реконструкция, регенерация исторического центра Тюмени) выступила с идеей восстановления часовни. Главный архитектор фирмы Константин Стержантов, выпускник Новосибирской архитектурной академии, обладатель высшей награды зодчих «Золотая капитель», убежденно говорил: 

– Храм находился на Центральной площади. Позднее здесь выросли общественные здания: обком, Дом Советов, Главпочтамт, машиностроительный техникум, а часовня по-прежнему стояла, никому не мешала. Но все же ее снесли. Почему бы не восстановить? Там высится монумент Ленину. Памятник олицетворяет советский период, часовня – эпоху, от которой отказались в 1917-м. Год 80-летия Октябрьской революции по Указу Президента Бориса Ельцина объявлен Годом согласия и примирения. 

К 7 Ноября в Москве на Арбатской площади перед окнами Министерства обороны достраивают часовню. В Омске перед мостом через реку Омь поднялась красавица-часовня. В Новосибирске по центру главной просторной улицы в 50 метрах от дома Ленина аккуратно поставили часовню. И в Тобольске, рядом с бывшим кинотеатром «Союз», в сквере, нашлось место малому культовому зданию. 

Разработчики проекта реконструкции исторического центра Тюмени Александр Долнаков, Константин Стержантов, Вячеслав Кравцевич пришли тогда к выводу, что выстроить часовню вполне возможно. Она стала бы символом понимания, уважения истории. Размеры храма – 6х6 метров, поэтому он органично впишется в современную площадь. Пожертвовать пришлось бы одной липой и четырьмя яблонями. 

Идея тогда наделала много шума. В городской администрации состоялось обсуждение. Пришли взволнованные представители общественности, строители, чиновники, пресса. 

Когда все разместились за длинным столом, и шум утих, дали возможность высказаться священнику – Андрею Сбитневу: 

– Восстановить памятник – наша обязанность, наше право, – отмечал батюшка. – Другое дело – как впишется он в существующий архитектурный ансамбль? Часовня будет выделяться и оставлять определенное впечатление. В ней поминались бы души покинувших наш мир. Человек мог бы зайти в часовню, помянуть родных, поставить свечку. Это очень важно для нас всех. Однозначно отмечу: епархия поддерживает предложение восстановить уничтоженный памятник. 

– А идею вы поддерживаете морально или материально? – кто-то нетерпеливо перебил отца Андрея. 

– Всегда встает денежный вопрос. Епархия ведет большую восстановительную работу. Есть у нас на этом пути немало сложностей. Но вспомните историю: многие храмы возводились на средства богатых купцов. И благотворители беднее не становились. Да не оскудеет рука дающего. Найдутся, наверное, люди, которые пожертвуют на часовенку. 

И начался жаркий обмен мнениями. 

– Почему часовню надо ставить именно на Центральной площади? – возразила архитектор Калининского района Анна Бортникова. – Почему бы ее не выстроить на Текутьевском кладбище, где захоронения всех эпох. Там покоятся и наши предки, и погибшие в годы Великой Отечественной вой- ны, и во времена репрессий. Зачем обязательно забираться на готовенькое? Площадь – законченный архитектурный ансамбль, она чистая, ухоженная. 

– Не надо бояться того, что ансамбль сформирован и вроде как нельзя вмешиваться, – возразил Анатолий Отраднов, на ту пору главный архитектор области. – Да, мы с гордостью показываем гостям-коллегам площадь. Да, о ее облике мы слышим хорошие отзывы. Но вполне возможно выстроить часовню и сделать это очень корректно, такая красавица нам нужна! Город – наш дом. Конечно, жители его, испытав на себе последствия архитектурных ошибок, болезненно реагируют, мол, что там мы еще придумаем? 

У известного архитектора Бориса Алексеевича Жученко было иное мнение: 

– На месте нынешней площади находился базар. Кулаки, подкулачники, пьяные, грязные заходили в часовню помолиться, чтобы торговля у них шла лучше. За ненадобностью базара исчезла и необходимость в часовне. Еще 15-20 лет можно смело вопрос не поднимать. Потому что это приобретает слишком нездоровую окраску. Прежде чем строить, вы спросили мнение 500 тысяч тюменцев? 

Шумели и горячились на градосовете долго и много. Константин Стержантов был невозмутим. Он говорил строго по делу, в конце заключил: 

– Часовня стала бы жемчужиной в оправе сталинской архитектуры. 

После баталий мы с несколькими участниками градостроительного совета пришли на площадь и убедились, что маленький храм окружали бы деревья, и среди этой зелени выделялась бы красивая «луковка» с позолоченным крестом. Судя по старым фотографиям, часовня стояла на красной линии застройки, теперь лучше ее немного отодвинуть – посадить на угол площади и улицы 8 Марта. 

В 2001 году, когда началось преобразование Тюмени, авторы идеи вновь напомнили общественности о снесенном религиозном объекте. Доктор исторических наук Александр Ярков считает, что часовню логичней воссоздать в Александровском саду, неподалеку от него находится Царская пристань... 

На старом снимке можно видеть утраченную часовню. Знать и помнить историю Тюмени – это благородство души. Время само все рассудит… 

НА СНИМКАХ: часовня; место, где был этот храм. 

Елена ДУБОВСКАЯ  /фото и фоторепродукция автора/  

 

 

 


30106