ЗНАЙ НАШИХ
Каждый живописец, начинающий или маститый, мечтает, чтобы его полотна видело как можно больше людей. Ведь писать для себя, это все равно, что писать великий роман в стол. Нашему земляку художнику Александру Павлову повезло – его произведения регулярно выставляются в местных музеях, сопровождают музыкальные фестивали в Тюменской филармонии. А теперь их увидят жители и гости Санкт-Петербурга. 23 ноября в залах Мраморного дворца Государственного Русского музея открывается персональная выставка заслуженного художника России Александра Павлова. Экспозиция включает более ста работ из музейных фондов, частных коллекций и личного собрания автора.
Это не первая выставка мастера в Санкт-Петербурге. Предыдущая была ровно десять лет назад и пользовалась большим успехом и у избалованной публики северной столицы, и у взыскательных питерских критиков. Картины художника продемонстрировали не просто талант живописца, но и еще его тонкое чувство природы. Один из критиков писал: «Александр Павлов стал пейзажистом не в результате логического выбора, он родился им. Одним из тех немногих, кому природа доверила поведать о ее тайнах, переживаниях, надеждах и тревогах. Он живет в природе. Он – ее малая часть, пытающаяся понять смысл своего существования».
Действительно, все полотна Павлова пронизаны любовью к природе, к своей малой родине. Как к настоящей – художник родился в селе Дмитриевское Ивановской области, где получил азы мастерства, затем с отличием закончив Ивановское художественное училище – так и к той, что его приняла с распростертыми объятиями: с 1977 года Павлов живет в Тюмени.
Полотна Александра Павлова поэтичны и музыкальны. Может, поэтому они так органично вписались в фестиваль искусств «Алябьевская осень». Перед началом концерта или в антракте, наслаждаясь прекрасным исполнением, можно было настроиться на лирический лад, прогуливаясь по фойе и рассматривая эти полотна. Подобные выставки стали доброй традицией. А сочинение «Времена года», будь то Вивальди или Чайковского, отлично отражают их суть. Критики, говоря о живописи Павлова, часто используют музыкальные термины – тональные регистры, стаккато, ритмы, ударения.
Поэзия тоже всегда рядом. Например, его осень напоминает стихи Пушкина. Кажется, на глазах оживают бессмертные строки: «Октябрь уж наступил», «Дни поздней осени», «В деревнях полыхают рябины». Все это названия картин. Мастеру близка «осень первоначальная», когда природа, простившись с летней жарой, отдыхает, просветленная, хрустальная, ожидающая приближение зимних бурь.
Зима – это царство тишины и неподвижности. Все замирает, погружаясь в сон. Или в сказку, кому как видится. А лето проживает в холстах исподволь, фрагментарно, поэтому оно в основном в этюдах. А на них полевые букеты и лесные цветы – васильки и колокольчики. Но самое большое внимание автор уделяет весне. Ни одно состояние, ни одно проявление не остается без внимания. Теплая и холодная, молчаливая и оглушающая зеленым шумом, звоном капели, неумолкающим птичьим пением. Иногда сверкающая. И здесь особо заметна игра света и тени. Иногда ранняя прозрачная, еще не освободившаяся от зимнего плена. Порой разливающаяся половодьем – ручейками и лесными потоками.
Еще один образ, близкий Павлову, – небо. В пейзажи он вводит его осторожно и продуманно. Иногда узкой полоской, прячущейся за елями, иногда огромным и распахнутым. Оно бывает бесконечным, занимающим чуть ли не весь холст.
Добавим, что выставка Александра Павлова в Петербурге пройдет при поддержке губернатора Владимира Якушева и Тюменской областной Думы.
НА СНИМКЕ: на выставке в Тюменской филармонии (А. Павлов – крайний).
Юлия КОНКИНА
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/