США вытирают ноги о международное право

РОССИЯ ПРИЗЫВАЕТ ВОЗВРАТИТЬСЯ К УСТАВУ ООН 

Пресс-обзор

Ежегодное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи, в работе которого приняли участие более 130 экспертов из 35 стран мира, а также бывшие президенты Финляндии, Австрии и Южной Африки Тарья Халонен, Хайнц Фишер и Табо Мбеки, проходило в условиях разбалансированности международных отношений. 

Тема пленарной сессии: «Будущее начинается сегодня: контуры завтрашнего мира». Президент России Владимир Путин выступил на итоговом заседании. «Валдайские речи» президента обычно программные, их ждут с интересом. 

Обращаясь к элите мирового экспертного сообщества, Путин сделал упор на мировую политику в динамике последних лет и десятилетий. «Сначала, в середине 90-х годов, удары по Белграду, по сути, агрессия. Я сейчас не буду говорить про гуманитарную составляющую, которая предшествовала этим решениям. Но просто наблюдать за ракетно-бомбовыми ударами в конце XX века в центре Европы, не знаю, как вам, но для меня это было дикостью… Но тем не менее это было, в обход устава ООН». 

«Дальше – больше. Дальше – события в Ираке. ООН разве санкционировала действия в Ираке? Да нет. А до этого был Афганистан в 2001 году. Да, мы знаем о трагических событиях 11 сентября 2001 года, но все равно по действующему международному праву надо было сходить в Совет Безопасности ООН и получить сначала там соответствующую резолюцию». 

Потом была принята резолюция по Ливии в нарушение устава ООН. «Читали же все эту резолюцию. Что там написано? Бесполетная зона. Но какая же бесполетная зона, если начали наносить ракетно-бомбовые удары по территории? Грубо извратили просто, опять нарушили устав Организации Объединенных Наций. Потом – Сирия». 

США возглавляют коалицию из 66 стран, которая участвует в бомбардировках «Исламского государства» (ИГИЛ) в Ираке и Сирии, причем в Сирии коалиция действует без разрешения сирийских властей, напоминает «Взгляд»

«Нам очень трудно разговаривать с сегодняшней администрацией (США), потому что она почти ничего не выполняет, никакие договоренности не исполняет, в том числе и по Сирии», – сказал Путин. 

Владимир Путин напомнил, что в ходе саммита G20 в Китае Барак Обама обещал развести оппозицию и террористов за семь дней. «Они обещали нам многократно. И на уровне Минобороны, и на уровне министров иностранных дел, на уровне специальных служб. К сожалению, раз за разом всё это срывалось. И они это не делали. Факт остаётся фактом. Вместо того чтобы развести террористов и «Джебхат ан-Нусру» и здоровую часть оппозиции, американские наши партнёры сорвали это перемирие». 

Список обвинений в адрес Запада оказался длинным, продолжает тему «Коммерсантъ». Это и стремление «изменить в свою пользу стратегический баланс», и слом «международно-правового режима, запрещавшего развертывание новых систем противоракетной обороны», и создание и вооружение террористических группировок, «жестокость которых толкает миллионы мирных людей к бегству, переселению, миграции, а целые регионы ввергает в хаос». 

В информационном пространстве «агрессивно навязывается «единственно правильная» точка зрения и трактовка событий, подтасовываются или замалчиваются определенные факты. Мы уже все привыкли к навешиванию ярлыков и созданию образа врага». 

Путин говорил о возможных последствиях «заигрывания с террористами», которым занимаются власти «некоторых стран». «Хочу еще раз обратиться к подобным игрокам: в данном случае экстремисты хитрее, умнее и сильнее вас. Заигрывая с ними, вы всегда будете проигрывать». 

Президент призывал не продолжать войну слов, а «сосредоточиться на действительно реальных проблемах, стоящих перед всем человечеством». «Приоритеты, без которых благополучное будущее нашей общей планеты немыслимо, – это, прежде всего, равная и неделимая безопасность для всех государств. Россия не стремится ни к глобальному доминированию, ни к экспансии, выступает за равную и неделимую безопасность для всех». 

«Настоящее лидерство сегодня заключается не в том, чтобы выдумывать эфемерные угрозы, а в том, чтобы видеть реальные проблемы, содействовать объединению усилий государств в их решении, и именно так Россия понимает сегодня свою роль в мировых делах. Уже не раз говорилось, что победить терроризм можно только объединив усилия всех стран мира. Россия это предлагала и предлагает до сих пор всем заинтересованным партнерам». 

Владимир Путин рассказал и о планах на будущее, когда война на Ближнем Востоке закончится. «Необходимо поставить в международную повестку вопрос о восстановлении прочной государственности, экономики и социальной сферы стран Ближнего Востока. Колоссальный масштаб разрушений требует сегодня выработки долгосрочной и комплексной программы, если хотите, своего рода план Маршалла, для возрождения этого истерзанного войнами и конфликтами региона», – заявил он. 

Российский лидер также отверг предположения о том, что Россия пытается повлиять на исход президентских выборов в США. «Неужели кто-то всерьез думает, что Россия может как-то повлиять на выбор американского народа? Америка – что, это какая-то банановая страна, что ли? Америка – это великая держава. Почему РФ обвиняют в подобном вмешательстве? Проще отвлечь внимание людей на российских хакеров и шпионов, чем решать реальные проблемы внутри своей страны». 

Путин признался, что был бы не прочь обладать такой же «машиной пропаганды», которая есть у западных стран. «Да, друзья, хотелось бы мне иметь такую пропагандистскую машину в России, но это, к сожалению, не так. У нас нет таких глобальных СМИ, как CNN, BBC и некоторые другие. У нас пока таких возможностей нет». 

Изменения политической ситуации в некоторых странах, обычно объясняемых воздействием российской пропаганды, президент обосновал иначе. «Общественные движения, которые еще совсем недавно считались «слишком левыми» или «слишком правыми», выходят на авансцену, оттесняя политических тяжеловесов. Когда это стало повторяться, заговорили о том, что общество не понимает тех, кто находится на олимпе власти. А то и вовсе доходит до истерики, мол, это следствие российской пропаганды». 

Кроме политики, Путин говорил об экономике. «Мир нельзя сделать стабильным, если не обеспечить её поступательное развитие. Важно создать условия для созидательного труда и экономического роста. Так, чтобы мир не был больше разделен на вечно проигрывающих и вечно выигрывающих», – сказал он. 

Подобным образом Путин высказался и по поводу экологии. «Достойное будущее невозможно без заботы об экологии, конечно, и решения климатических проблем, поэтому сохранение природного богатства и его многообразия, снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду в ближайшее десятилетие будут становиться все более значимым делом. Не менее важны и задачи глобальной охраны здоровья. Безусловно, здесь немало проблем с масштабными эпидемиями, снижением смертности в ряде регионов мира и множество- множество других, и здесь же огромное поле для развития». 

Изложив свое видение отношений РФ с внешним миром, российский лидер заявил, что нужна система международного права, которую уважали бы все организации, «нужно вернуться к уставу ООН». 

«Речь Путина была очень сбалансированной. Главным для меня стал его призыв укреплять доверие между лидерами и странами, соблюдать международное право и правила игры, чтобы не приходилось использовать грубую силу тогда, когда можно просто договориться», – сказал директор Центра госуправления и общественной политики Карлтонского университета (Канада) Петр Дуткевич, участник заседания. 

Гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов заметил, что президент Путин, «хоть и стремится к деэскалации напряженности, не готов на какие-то серьезные уступки Западу»: «Риторика президента была скорее примирительной, чем воинственной. С другой стороны, когда он говорил о своем видении ситуации на Украине и в Сирии, то давал понять: Россия сейчас не может сделать никаких дополнительных шагов, а все сложности связаны с позицией противоположной стороны». Повышения градуса напряженности в отношениях с Западом быть не должно, но и прорывов ожидать трудно. 

Владимир Путин, возможно, и хотел послать позитивный сигнал, но вряд ли подобное обращение могло бы сработать, – соглашается эксперт Валдайского клуба, почетный профессор Колумбийского университета (США) Роберт Легвольд. – Касаясь наиболее проблемных вопросов, он продолжил возлагать практически всю ответственность на Вашингтон. В США воспримут позицию Владимира Путина как требование фундаментальным образом изменить свою политику, чтобы сделать реальной возможность хоть какого- либо прогресса». 

По мнению политолога, почетного председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергея Караганова, Россия и Китай пытаются бросить вызов миропорядку, который после окончания «холодной войны» пытались установить США и Запад. «Соединенные Штаты пытаются отыграть назад однополярный мир. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой ревизионисты выступают против реваншистов», – отметил Караганов. 

Как ни удивительно, россиянина поддержал американский коллега, профессор политологии Чикагского университета, создавший знаменитую теорию «агрессивного реализма», Джон Миршаймер, пишет «Российская газета». «Конкуренция возвращается в глобальную повестку. В девяностые годы США были эдакой «Годзиллой», самой мощной в мире державой, но теперь этому господству брошен вызов». Господин Миршаймер с энтузиазмом двигал фигуры на «большой шахматной доске»: «Был бы я китайцем, то непременно постарался бы выпихнуть американцев из Восточной Азии. Ну а умным американцам нужно перестать раздражать русских и толкать их в объятия Китая. Только я не уверен, что мы будем настолько умны. Думаю, у России три пути: дружить с Китаем, дружить против Китая или оставаться над схваткой». 

Президент Сenter of Global Interests (Вашингтон) Николай Злобин заметил: «Мы полвека учились воевать друг с другом, на это были брошены все интеллектуальные силы, но сейчас миру нужны не дровосеки, а нейрохирурги».

Сергей ШИЛЬНИКОВ 

Евгений КРАН /рис./ 


29934