АПК
Сельские подворья. Сколько бы ни пытались в прошлом ограничивать этот мелкотоварный сектор, он непременно выживал и даже развивался. Сегодня они играют существенную роль в жизни сельских территорий, в использовании природных ресурсов, в обеспечении стабильности.
Особое значение для нашей страны приобрели личные подсобные хозяйства после экономических реформ начала девяностых годов, когда сельхозпредприятия высвободили большую часть работников и люди вынуждены были в силу обстоятельств кормить свои семьи, растить и учить детей за счет домашнего хозяйства.
В нашей области инициированы различные направления по государственной поддержке и созданию инфраструктуры, способствующие развитию малых форм хозяйствования. Среди прочих мер и потребительская кооперация. У сельчанина появилась возможность взять заем на льготных условиях, приобрести племенных животных, реализовать произведенную на подворьях продукцию… Если не хватает сил самому заготовить для скота корма, то приобрести их можно опять же у кооператива.
Сегодня малые формы хозяйствования (в области их насчитывается 190 тыс.) производят более 53 процентов сельхозпродукции: молока – 48,4%, мяса – 38,1%, овощей – 69,7%, картофеля – 72,5%... В прошлом году мелкотоварную валовку оценили в 38,6 млрд рублей.
Членами кооперативного движения являются более 26 тысяч ЛПХ (16%). Казалось бы, неплохой показатель – в Минсельхозе еще только собираются достичь среднего для страны пятипроцентного уровня. Однако в тюменском агропромышленном комплексе недовольны итогами. Намерены как можно больше людей вовлечь в кооперацию. А потребительским кооперативам предлагают оказывать как можно больше услуг. Если в целом говорить о малых формах, то не всем нравится ситуация с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами – их почти тысяча, а реально производят сельхозпродукцию всего 400.
Задача, которая ставится перед 23 кредитными и 92 обслуживающими, заготовительными, сбытовыми кооперативами, предприятиями переработки, администрациями муниципальных районов, управлениями местных АПК, это создание всех условий для того, чтобы как можно больше хозяйств было охвачено услугами по заготовке продукции. При этом вырученные от реализации средства частично пойдут на дальнейшее развитие малых форм хозяйствования.
Встала на ноги кредитная кооперация, с помощью областного бюджета здесь сформирован фонд финансовой взаимопомощи в размере 650 млн рублей. В прошлом году малым формам хозяйствования области выдано три тысячи займов. Деньги в основном пошли на покупку техники, кормов, животных, стройматериалов для возведения подсобных помещений.
Областная власть предлагает малым формам хозяйствования различные меры господдержки. Для тех, кто развивает сельхозпроизводство, субсидируется 20% от стоимости приобретенной техники (в том числе на условиях лизинга), 70% – на технологическое оборудование для оснащения и перевооружения животноводства, 70% – на приобретение технологического оборудования для мини-ферм. Существуют поддержки на инновации в племенном животноводстве, семеноводстве, рыболовстве, молочной и мясной переработке, при строительстве инженерных сетей.
Не везде в стране существует такая поддержка, как в Тюменской области. Эта работа выстраивается уже более десяти лет. И все же не всех устраивает динамика роста производства в ЛПХ и КФХ. Прирост мяса за прошлый год составил всего 6%, картофеля и овощей – 2,5%, а молока – всего 2%.
Резервов в заготовке сельхозпродукции еще немало. Скажем, 38% прошлогодней валовки мяса от ЛПХ и КФХ не совсем верно отражают реальность. Значительная его часть закупается и выво- зится перекупщиками без какой-либо отчетности. Этот канал реализации не приносит пользы ни собственникам, ни бюджету области. Проблема в том, что не дорабатывает наша потребкооперация. Если заготовкой молока охвачено 72% населенных пунктов, то по мясу у нас работает всего девять кооперативов, по картофелю и овощам – только семь. Эта ситуация целиком зависит от позиции руководителей на местах. К примеру, в Сорокинском районе кооператив полностью обеспечивает детские сады, школы и больницы собственной продукцией. Есть даже кооперативная пекарня. И районный бюджет сэкономил на собственных поставках десять процентов средств. А некоторые муниципалитеты молоко для социальной сферы заказывают в Удмуртии и Кемеровской области.
В этом году на развитие и модернизацию кооперативов Минсельхоз выделил региону 185 млн рублей. Однако на получение грантовой поддержки заявились всего пять кооперативов из ста, а получили гранты – лишь три. Нужно пристальнее разобраться с этой ситуацией – почему такая низкая активность на местах?
За двадцать лет немало сказано о необходимости приобретения статуса личных подсобных хозяйств. Для этого хозяйствам нужно оформить и зарегистрировать земельные участки в собственность или аренду, внести живность в похозяйственную книгу. Однако на сегодня межевание участков провели в лучшем случае половина подворий. В эту работу необходимо активно включаться кредитным и заготовительным кооперативам, администрациям районов и поселений. Надо иметь в виду, что не озаботившиеся получением статуса ЛПХ не имеют права на получение господдержки.
На некоторых территориях теряется интерес к развитию животноводства. В этом плане снизилась активность сельчан в Омутинском, Тобольском, Нижнетавдинском районах. Иная ситуация в Заводоуковском городском округе, Упоровском и Викуловском районах. Там хорошо усвоили, что содержание на подворье свыше пяти коров позволяет зарабатывать больше высокооплачиваемого вахтовика.
Не первый год в области действует программа «Начинающий фермер». За это время 54 хозяйства получили грантовую поддержку на 63 млн рублей. Однако этот оптимистичный процесс омрачает вот какой факт: молодые участники программы не имеют сельскохозяйственного образования. В ближайшее время их необходимо основательно подучить.
Забот, как говорится, полон рот. Областная власть имеет четкую и понятную стратегию развития малых форм хозяйствования, предпринимает выверенные шаги в этом направлении, а вот реализация намеченного на отдельных территориях происходит не всегда активно.
НА СНИМКАХ: председатель правления лучшего в области сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива «Транссервисмолоко» из Вагайского района Нургали Абдуллин; сборщики молока из Заводоуковского городского округа.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/