Сын Отечества

Рядом с нами

Пётр Иванцов, сколько его знаю, всегда поражал меня своей скромностью, отсутствием позёрства. Да и зачем ему это, человеку со стержнем. 

Обычно мы встречались с ним на мероприятиях патриотического толка, где Пётр Александрович выступал перед молодёжной аудиторией, демонстрировал юношам мастерство в разборке – сборке автомата Калашникова. А вот в его дверь я постучалась впервые. Повод был – пришла поздравить ветерана с 90-летним юбилеем. С трудом уговорила его сфотографироваться при полном параде – с наградами на груди. 

«Да вы бы лучше меня на даче сфотографировали за копкой земли», – улыбается юбиляр. Дача у него в зверосовхозе, нынче из-за подтопления все кусты погибли, да и овощи не выросли, а земля стала твёрдой, как бетон. Чтобы подготовить ее к будущим посадкам, взялся Пётр Александрович за лопату (бывшие фронтовики не сдаются и отступать перед трудностями не привыкли). Уже и зимний чеснок посадил. 

Ну, а от дел огородных Иванцов мгновенно переключается на лекторскую деятельность. По первому же звонку руководителя ветеранской лекторской группы Татьяны Щукиной он бросает лопату и мчится в город на встречу со школьниками. Нет, одну важную деталь пропустила – заезжает домой переодеться в военную форму. Перед детьми всегда опрятный, подтянутый. 

Пётр Александрович сетует на то, что в школьной программе отсутствует такой предмет, как начальная военная подготовка. Надо бы это упущение побыстрее исправить, считает ветеран. Сам-то он, будучи школьником, прошёл серьёзную подготовку к армии. Получил значки «Ворошиловского стрелка», «Красного Креста «за сдачу норм по санитарному делу и противохимической обороны. 

Родился Иванцов в сельской местности в Мордовии, одиннадцатый ребёнок. Семь классов закончил в родной деревне, а десятилетку – в школе, которая была в 12 километрах от его дома. Свои детство и юность считает счастливой порой. Начиная с четвёртого класса, принимал активное участие в кампании по ликвидации неграмотности. Семиклассником Пётр уже вставал за двухлемешный плуг, запрягал пару лошадей и пахал землю. Норма была на день – гектар 20 соток. Отцу или матери за его работу трудодни записывали. 

А когда война началась, Петра отправили на краткосрочные курсы механизаторов. И во время каникул он садился и на трактор, и на комбайн, заменяя ушедших на фронт односельчан. Паренёк был на все руки мастер. В 1943 году принесли повестку из военкомата. К тому времени в деревню уже пришло немало похоронок. И Пётр знал, что впереди его ждут тяжёлые испытания. На Ленинградский фронт он попал после окончания краткого курса подготовки младших командиров. В феврале принял присягу – и на фронт. 

В Ленинграде во время прорыва вражеских ограждений был ранен. После госпиталя Иванцова отправили в Московское пограничное училище. Война уже кончилась, страна восстанавливала народное хозяйство, а его бросили в Львовский погранокруг, где всё ещё свирепствовали бандеровцы. Задача была чёткая: установление и оборудование границы, укрепление советской власти, проведение выборов. Часть бандеровцев бежала в Германию, часть попряталась по подпольям. 

20 лет отдал Иванцов военной службе. В отставку уходил офицером КГБ. К жизни на гражданке быстро адаптировался. Ещё во время службы заочно окончил исторический факультет пединститута. В школе преподавал историю, обществознание. 46 лет проучительствовал. В Тобольск переехал, чтобы быть поближе к сыну. Город ему понравился, а ещё больше – здешняя природа, Иртыш. Так и стал тоболяком. 

Есть в биографии Иванцова ещё одна интересная цифра – скоро исполнится 70 лет его супружеской жизни с Кларой Максимовной. Многое им пришлось вместе пережить, поддерживали друг друга, как и сейчас. Но история их любви достойна отдельного рассказа. 

Анна ЩЕРБИНИНА 

 


29812