Колыбель для подкидыша

Ею может стать бэби-бокс или мусорный бак

Размышления по поводу

Вокруг так называемых окон жизни который год в России не утихают споры. Приводится немало аргументов «за» и «против» их существования. И чтобы разобраться в ситуации, надо вникнуть в их суть

У нас в стране бэби-боксы появились в 2011 году. Из 22 созданных «выжили» далеко не все. В Тюмени такие «ящики» пока не закрыты. С момента установки в 2014 году они спасли жизнь одному новорожденному. 

Проблема не в том, скольких деток уберегут от смерти колыбели жизни – одного, десять, пятьдесят… Важны мотивы, толкающие женщин на преступления, последствия таких правонарушений. 

Итак, какие «обвинения» бэби-боксам предъявляют противники? Они считают, что подобная практика нарушает Конституцию РФ и Конвенцию ООН, так как лишает ребенка права знать биологических родителей, подталкивает кукушек к тому, чтобы бросать своих малышей. Более того, она повышает риск торговли младенцами. Член Совета Федерации РФ Елена Мизулина с экспертами общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» в связи с этим уже подготовила законопроект о запрете «окон жизни» в России. Документ предусматривает огромные штрафы за устройство бэби-боксов – от одного до пяти миллионов рублей. Помимо этого предполагается приостанавливать деятельность учреждения, под крылом которого «приютился» бэби- бокс, до 90 дней. Жесткие меры, ничего не скажешь! Но допустимы ли они? 

Исследователь проблемы детоубийств в Европе Клаудия Клир уверена: «Если у женщины изначально были серьезные причины отказаться от новорожденного, социальная пропаганда бэби-боксов никак не повлияет на ее решение». И вообще, «это лучше, чем ничего», хотя далеко не оптимальный выход из создавшегося положения. Более приемлемым вариантом Клир называет анонимные роды. Кстати, они уже доказали свою жизнеспособность в Австрии. С тех пор как беременные австрийки получили возможность воспользоваться такой услугой, число убийств малюток значительно снизилось. В России роды без документов тоже вероятны, однако процесс настолько забюрократизирован, что вряд ли устроит отказницу. В любом случае бэби-боксы – не та угроза, о которую стоит ломать копья. В конце концов гораздо большую озабоченность у общества должно вызывать мизерное число кризисных центров для представительниц слабого пола, попавших в трудную ситуацию. В этом плане Тюменская область представлена в выгодном свете. Здесь апробирована модель помощи таким женщинам в рамках работы департамента социального развития региона. Проявляют активность общественные объединения и религиозные конфессии. 

По большому счету, там, где высоко ставятся семейные ценности, низок и процент инфантицида (детоубийств). Поэтому следует все-таки прислушаться к мнению тех, кто защищает бэби-боксы в пику мусорным бакам. Если даже они спасают единицы, все равно это уже средство спасения! Одно дело, когда подкидыш никогда не узнает своих родителей, и совсем другое, когда дитя умрет где-нибудь на крыльце того же роддома в лютый мороз, в то время как демонтированное окно жизни могло бы его спасти. 

Непонятна в связи с этим позиция председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова. Священнослужитель называет бэби-боксы «небольшим сектором войны» Запада против традиционных семейных ценностей России. Почему? Ведь не все заимствованное несет на себе печать зла! В противовес ему, к примеру, протоиерей, бывший председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин убежден, что бэби-боксы – «благородное дело, поскольку в результате их работы были спасены человеческие жизни». И это уже логически понятный довод в пользу колыбелей жизни. Однако тот же Чаплин предостерегает: важно, чтобы они не использовались для торговли детьми. В целом же официального мнения РПЦ на сей счет нет. Но позиция председателя отдела Московского патриархата по церковной благотворительности и социальному служению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона обозначена вполне определенно: «Если это помогает спасению детей – это очень важно и нужно, если провоцирует на отказ от ребенка – это плохо». 

Что касается влияния Запада. Оказывается, это отнюдь не ноу-хау. Впервые так называемые «колеса для подкидышей» появились еще в Италии в 1198 году. Существовали несколько столетий, в том числе и в России. 250 лет назад «окна жизни» были открыты в Московском императорском воспитательном доме. Ежегодно кукушки несли туда около 12000 детишек. Всего благодаря «окнам жизни» там было спасено 700 тысяч душ. Немаловажен тот факт, что воспитательный дом находился под опекой императорской семьи и РПЦ. 

Стоит задуматься над этой полезной российской практикой. И хотя бэби-боксы – не панацея, конечно, но могут и должны стать частью комплексной программы по сохранению семейных ценностей. Не выдерживает критики и баснословная стоимость бэби-боксов. Технические работы по установке только одной такой универсальной «коробки» руководитель благотворительного фонда «Колыбель жизни» Елена Котова оценивает в 120–300 тысяч рублей. На таких суммах не разбогатеешь. 

Как видим, ненужность, тлетворность, нецелесообразность применения бэби-боксов – это все наносное. Так зачем столько шума вокруг них? Как бы нам не выплеснуть на волне гнева по части вредоносного влияния на российские умы «бэбибоксизма» младенца. 

Наталья ГЕРАСИМОВА 

Вокруг так называемых окон жизни который год в России не утихают споры. Приводится немало аргументов «за» и «против» их существования. И чтобы разобраться в ситуации, надо вникнуть в их суть.


29682