Их нравы
Мой давний приятель Гоша, тюменский предприниматель средней руки, умудрился в течение одного лета совершить сразу две зарубежные поездки: в столицу крупного азиатского государства – "по обмену опытом" и в Тель-Авив – "чтобы понять, чего их всех сюда так тянет". Впечатления уложились в два коротких сюжета, не только забавных, но и поучительных.
Красивая шельма и талант зазывалы
В первый же день пребывания в густонаселенном и шумном городе, прогуливаясь по главному проспекту, Гоша стал жертвой хорошо отрежиссированного спектакля. Возле массивных дверей фешенебельного ресторана к нему вдруг обратился швейцар и попросил помочь: у нас, дескать, сидит одна иностранная леди, она заблудилась, а никто из обслуги не может ее толком понять.
– Ни тимуровцем, ни полиглотом я никогда не был, но из любопытства решил-таки в ресторан заглянуть. Действительно, за столиком сидела молодая темноволосая женщина, очень симпатичная и крайне расстроенная, с красными от слез глазами, – говорит Гоша. – Мне она почему-то чрезвычайно обрадовалась и стала оживленно о чем-то лепетать. На каком именно языке – абсолютно не разобрать. Это была экзотическая смесь из всех европейских слов, разбавленная плохим английским. Тем не менее, будучи настоящим джентльменом, я, как мог, успокаивал женщину. Заказал пиво и закуску. Потом кофе и мороженное. А напоследок отправил даму на такси, поручив седовласому водителю непременно разыскать тот самый отель, который она никак не могла найти. За все, естественно, заплатил из своего кармана.
Теперь представьте мою физиономию, когда вечером следующего дня, по иронии судьбы, я обнаружил ту же самую дамочку, растерянную и рыдающую, уже в другом районе огромного мегаполиса, в окружении разношерстных, но сердобольных туристов. Мадам настолько обнаглела и уверовала в свою удачу, что даже не удосужилась поменять прическу и платье.
Вот, думаю, стерва! А вскоре и самому смешно стало, ведь не я первый (и, уверен, далеко не последний), кто попался на эту удочку.
Уже под занавес моего пребывания в стране опытные земляки объяснили, что здесь, кроме банального развода на деньги, широко используют талант профессиональных зазывал, которым хозяева лавки или ресторана платят неплохие деньги. В роли таких наемников часто выступают настырные пацаны, бесцеремонные и прилипчивые, как банный лист. Достаточно лишь замедлить шаг, чтобы оказаться в ловушке. Хитроумные уловки рождаются в головах этих сорванцов буквально по ходу дела. Даже коренные местные жители не в состоянии предвидеть все «рогатки», которые могут вызвать нена-висть и глухое раздражение, но и восхищают своей изобретательностью, изрядной долей юмора.
Зазывалы особенно востребованы в периоды межсезонья, когда туристов мало и за каждого надо бороться. Зато и вознаграждение за свои «спектакли» маленькие шельмецы и большие шельмы получают весьма приличное. Иногда, спустя годы, самые трудолюбивые из них даже становятся полноправными партнерами хозяев заведений.
Презервативы в монпансье
– В Тель-Авиве меня буквально наповал сразили громадные супер-чудо-магазины, где можно купить практически все, – продолжил мой приятель. – Они заметно потеснили уютные лавочки и магазинчики. Мне объяснили: дело не столько в гигантомании, сколько в элементарной выгоде, ведь благодаря большому обороту торговые монстры продают товары дешевле, чем их маломощные конкуренты.
Однако при этом цены в супермаркетах были бы еще ниже, если бы в них не была заложена стоимость товаров, которые систематически… воруют прямо с полок. Ежегодная сумма ущерба достигает десятков миллионов долларов. Между похитителями и администрацией идет если не война, то постоянное состязание. Магазины устанавливают видеокамеры, применяют хитроумную сигнализацию, содержат штат специальных охранников. И все же…
Сам видел, как две очаровательные девушки торопливо прятали за пазуху шоколадки. Заметив меня, прыснули со смеху и, как ни в чем не бывало, покатили тележки к кассе. В двух шагах от меня молодой человек с ловкостью фокусника упаковал в баночку с леденцами плоские пакетики дорогих презервативов. А чуть подальше вполне солидный мужик мимоходом, лениво, смахнул в нагрудный карман модного пиджака несколько кассет платиновых лезвий для бритья.
Разговорившись с одним из сотрудников крупногабаритного магазина, я уяснил с его слов следующее. Мотивация прилавочных воров весьма разнообразна: это и откровенная нужда отдельных категорий граждан, малоимущих либо страдающих клептоманией, и желание других, вполне здоровых и платежеспособных, сэкономить хотя бы на зубной пасте. У других налицо какой-то необъяснимый азарт, и даже… стремление отомстить. Спросите, за что? А вот за высокие цены, за отказ обменять товар, за высокомерность и нелюбезность продавца. Но гораздо чаще израильские воришки пускают в случае неудачи горячую слезу: дескать, «Бес попутал!»
Кстати, администрации магазина порой выгоднее пожертвовать своим товаром, но не задерживать похитителей, если нет стопроцентной уверенности в их виновности. Обыскивать подозреваемых в воровстве запрещено – это исключительно дело полиции. А если подозрения не подтвердятся, администрацию ждут большие неприятности – вплоть до возмещения нанесенного репутации покупателя ущерба и компенсации судебных издержек. Не случайно возникают хитрецы, подделывающиеся под воров в надежде, что их задержат и прилюдно унизят. Не тут-то было – опытные сотрудники охраны и продавцы проявляют завидную выдержку, до последнего момента рассчитывая взять настоящих воришек с поличным.
Вместо комментария. Вернувшись из-за бугра, приятель Гоша лелеет трепетную мечту оказаться там вновь. Исключительно в качестве «руссо туристо». Дорого? Да. Зато впечатлений! Будет что внукам рассказать. А еще и нашим читателям.
Григорий ЗАПРУДИН



