Истории строки
Старинный дом в Тюмени на улице Республики, 15-17 необыкновенный: он выстроен по подобию зданий на Невском проспекте. Его бывшие хозяева-господа тоже под стать: судьбы их непростые...
Под одной крышей
Сто лет тому назад предприниматель Николай Иулианович (Юлианович) Ядрышников задумал устроить в Тюмени конку. Его замечательная идея вызвала одобрение среди коллег-коммерсантов. Газета «Ермак» известила граждан: «Наш город прогрессирует и не желает отставать от других культурных городов. Электричество мы уже имеем, хотя и частной компании. Водопровод ожидаем в недалеком будущем – дело тормозится в разрешении займа. Мостим новые улицы камнем, строим и ремонтируем мосты. А теперь находится благодетель, предлагающий возить тюменцев по конной железной дороге.
Небезызвестный в городе Николай Иулианович Ядрышников проектирует устроить конно-вагонное сообщение от вокзала к пристаням и по главной улице. Мысль хорошая, и граждане будут очень благодарны г. Ядрышникову, если он осуществит эту мысль. Город, вероятно, пойдет ему навстречу и предоставит концессию на льготных условиях».
Господин Ядрышников не раз выбирался гласным (депутатом) в Думу. Вникая в проблемы жизнедеятельности города, он старался развивать экономику Тюмени, чтобы не отставать, а опережать другие города. Но с затеей конки ничего не вышло…
Его соседке, коммерсантке Павле Петровне Воробейчиковой, некогда было думать о таких вещах. Она – многодетная мать, владелица нескольких домов, сдавала квартиры, но не все постояльцы платили вовремя. И тогда Воробейчикова через нотариуса предъявила своим должникам ультиматум – «в трехдневный срок уплатить числящиеся по счетам магазинов долги». Более того, Павла Петровна допустила недозволенный прием: каждый должник получил сведения о своих долгах и о том, сколько задолжали другие лица. «Упорство должников объясняется крайне нетактичным обращением кассирши г-жи Воробейчиковой, которая ходит по домам, врывается в квартиры и в грубой, недопустимой форме требует уплаты долгов», – сообщала все та же газета «Ермак» (1916 г).
Два исторических персонажа жили в большом длинном доме, можно сказать, под одной крышей на Царской, нынешней Республики, 15-17. Сегодня мы воспринимаем это приметное здание как единое целое, однако в нем, стена к стене, несколько корпусов бывших хозяев – Ядрышникова и Воробейчиковой.
Кто богаче?
Николай Иулианович (Юлианович) знал толк в коммерции. На Базарной площади имел магазин железно-скобяных товаров. Жил с семьей в своем шикарном доме, одну квартиру сдавал за 550 рублей доктору Давиду Залмановичу Ноторину. В 1913 году в его доме поселился нотариус Павел Андреевич Сакенко с женой. Любовь Ивановна была агентом Санкт-Петербургского общества страхования. Чтобы далеко не ходить – здесь же разместилось страховое агентство. Ядрышников и сам служил его агентом, застраховал свою недвижимость, которая в 1910 году оценивалась в 25000 рублей.
Нижний этаж Николай Юлианович сдавал в аренду под магазины: книжный, писчебумажный, канцелярский – Левитовой, фруктовых и бакалейных товаров – Жайнадарова, обувной – Гордея Моисеева. Тюменцы интересовались новинками моды. «Важная новость для дам! Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры предлагает суконно-резиновые ботики «Жучек», которые не обрывают платья, не расстегиваются во время ходьбы и не ломаются. Пользуются громадным успехом»,– извещала реклама. Модницы наведывались в магазин компании Исаака Зингера за швейными машинками, которые пользовались большим спросом. В 1913 году машинка стоила 95 рублей. Кто сразу не мог выложить наличные, приобретал ее в кредит на пять лет. Простенькая, без футляра, была вполне по карману крестьянам. А украшенные инкрустацией и золотистыми оттисками машинки предназначались для состоятельных людей.
За аренду площадей под магазины хозяин получал 2600 рублей в год.
Ядрышников был распорядителем катка на Александровской площади, занимался общественными работами и благотворительностью.
Но как складывались дела у коммерсанта Воробейчиковой? Надо сказать, Павла Петровна была из рода Гилевых, прославившихся в России литьем колоколов. На звонницах Тюмени звучали гилевские колокола чудесными, красивыми звонами. Павла Гилева, выйдя замуж за екатеринбургского мещанина Петра Воробейчикова, после унаследовала его бизнес – пимокатный завод. У супругов родилось 11 детей, четверо умерли младенцами, потерю сына Игната отец пережить не смог, ушел вслед за ним. В этой ситуации женщине пришлось быть мужественной, проявить деловую хватку, иначе дела расстроятся. Ей ко всему прочему перешел в наследство от отца и колокольный завод.
У Воробейчиковой был хороший вкус, в деньгах она не испытывала нужды, на исходе XIX столетия приобрела усадьбу, расположенную на престижном уже в то время участке города. Двух-этажный, развернутый вдоль Царской немаленький дом замечательным образом подошел для торговых целей. Каменные постройки в глубине двора служили для нужд магазина. Семья Воробейчиковой имела обувные магазины, продавала валенки, изготовленные на собственном заводе. Валенки стоили дорого – до двух рублей серебром.
Жить бы да жить господам, но ветер перемен унес их благополучие.
В 1918 году дом Ядрышникова (Республики, 17) занял штаб Красной армии. В конце 1920-х здание передали военведу, а в 1930-х объединили с соседним домом Воробейчиковой (Республики, 15) и отдали в пользование дивизиону ОГПУ. После тут была средняя школа № 1.
Потомки Павлы Петровны приезжали посмотреть на родовое гнездо. От них и узнали, что Воробейчикова в 1918 году продала колокольный завод, свернула коммерческие дела и покинула Тюмень. Пережила Великую Отечественную войну, тосковала по родному городу и в мир иной ушла в солидном возрасте.
Сын иностранного подданного
Много воды утекло. Здание на ул. Республики, 15-17 претерпело изменения. Архитекторам с первого взгляда было ясно, что угловой корпус, возведенный под влиянием псевдорусского стиля, не мог иметь куцую крышу, явно не доставало башенок. Старинные фотографии помогли восстановить прежний вид каменного долгожителя. (Часть его Ядрышников выстроил в 1890-ые годы, другую – в 1909-м). Памятнику архитектуры вернули утраченные элементы. Если бы его реставрировали, было бы совсем хорошо.
На стене каменного великана не так давно появилась мемориальная доска, посвященная зачинателю физкультурного движения в Тюмени, организатору первой в крае ДЮСШ Павлу Иоанидису (1916-1999). Благодаря его стараниям в области появилось 25 спортшкол. Павел Александрович – Почетный гражданин г. Тюмени, Заслуженный учитель РСФСР.
Его отец Алекос был иностранным подданным Греческого государства. Приехал из Новороссийска, где имел свою хлебопекарню. В Тюмени, в годы НЭПа, он тоже организовал свое дело, но разорился из-за огромных налогов. Сын Павел увлекся спортом. В 40-х годах в Тюмени открылась первая спортивная школа, в которой он преподавал гимнастику и директорствовал.
– Его пол-Тюмени знало, – говорит бывшая учительница Евгения Александровна Митинская. – Хорошо помню Пал Саныча, такой стремительный грек. Что интересно, мать Иоанидиса научила мою свекровь гадать по картам, ворожбой они зарабатывали во время войны. И это помогало прожить.
В 1957 году Иоанидис заочно окончил Тюменское педучилище физвоспитания. Физкультура, спорт стали делом его жизни. У Павла Иоанидиса отчество – Алексеевич, но почему-то все называли его Александровичем. Пал Санычем он и вошел в историю города.
Бывший купеческий дом сегодня отдан спортивной школе №2.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/