В сетях искусственно созданных проблем

К Дню рыбака

Накануне праздника наш обозреватель побеседовал с профессором ихтиологии и рыбоводства, доктором биологических наук, заслуженным работником рыбного хозяйства РФ Игорем Мухачёвым. 

Число его научных публикаций перевалило за 270. Игорь Семенович – автор десяти учебников и монографий. Три года назад издательство «Лань» из  Санкт-Петербурга переиздало его учебное пособие «Озерное товарное рыбоводство» для подготовки студентов по специальностям «Водные биоресурсы», «Аквакультура», «Ихтиология» и «Рыбоводство». Мухачев также известен как зачинатель интенсивного рыбоводства в Челябинской области.

– Отдаю должное рыбакам, но будет справедливо поговорить в этот день о роли рыбоводов. У меня при слове «рыбак» вскипают противоречивые чувства. Помните, несколько лет назад руководитель Росрыболовства после массовых выступлений рыболовов-любителей, под которых зачастую маскировались отпетые браконьеры, заявил о том, что бесплатно рыбачить можно везде, даже на водоемах, окультуренных и зарыбленных арендаторами. Будет ли арендатор вкладывать силы и деньги в зарыбление и мелиорацию, если на его водоемах можно рыбачить кому угодно, да еще бесплатно? Вот такой «бизнес по-русски» получился с подачи высокопоставленных чиновников из Москвы. За примерами «безголового» руководства далеко ходить не надо. В Курганской и Тюменской областях многие водоемы оказались брошенными. Арендаторы выключили аэраторы и ушли, не желая нести затраты на электроэнергию, посадочный материал, обустройство водоемов. Расскажите, пожалуйста, как было организовано рыбоводство в советское время?

– С 60-х годов в СССР действовало «Положение об озерном товарном рыбоводном хозяйстве», в соответствии с которым рыбхозы выращивали рыбу на закрепленных за ними водоемах. По-своему усмотрению, на основе платных путевок, они разрешали рыболовам-любителям вылавливать нормированное количество рыбы. Рыбаки и рыбоводы-рыбохозяйственники без больших проблем сосуществовали друг с другом на водоемах, не допуская при этом дарового отлова.

– С 1 апреля 2016 года вступили в силу изменения правил рыболовства, которые «запрещают добычу (вылов) объектов аквакультуры в границах рыбоводных участков без согласия рыбоводных хозяйств. Вернутся ли после этого рыбоводы на озера?

– До сих пор продолжается кампания по пересмотру этого законодательного акта. Кое-кто из больших чиновников снова склоняется к внесению поправок к профильному законопроекту.

– Что за аргументы опять выдвигают любители «халявной» рыбалки?

– Говорят, что идут на зарыбленные пользователем водоемы потому, что там есть карась, окунь, ротан, которые естественно воспроизводятся в озере. Где же здравый смысл? Сорняки на поле земледельца – это его сорняки, а не случайного прохожего. Так и в аквакультуре. Почему же рыбные сорняки, являющиеся к тому же кормом для судака и щуки, должны быть бесплатно переданы лицу, не вложившему ни копейки в рыбоводное и мелиоративное обустройство озера? К тому же рыбоводы работают и с карасями. Быстрорастущие его группы скрещивают с карпом – получается карпокарась, предупреждают вырождение этой аборигенной рыбы путем «омоложения крови» – пересаживают ее из одного водоема в другие. Так что косить глаз на чужую собственность не следует.

– Как же все-таки удовлетворить интересы многих тысяч рыболовов-любителей?

– Во-первых, большинство российских рек, стариц, водохранилищ и озер являются водоемами общего пользования. Из трех тысяч озер, имеющихся в Тюменской области, для товарного рыбоводства выделено пока 161, то есть пять процентов. Следовательно, говорить о преобладании «хозяйственного субъекта» над рыболовно-любительским направлением даже и говорить не приходится. В настоящее время в районах почему-то отсутствуют любительские спортивно-рыболовные хозяйства. Не так давно мне пришлось руководить исследованиями более 50 водоемов в ряде районов и разрабатывать рыбоводно-биологические обоснования для организации культурных хозяйств с учетом рыболовного и экологического туризма. Полагаю, нужно вернуться к полезным научно-рыбохозяйственным разработкам.

Мой коллега ученый-ихтиолог из нашего Госрыбцентра Владимир Крохалевский по этому поводу пишет следующее: «В каждом субъекте РФ имеются свои специ-
фические проблемы и условия для осуществления любительского рыболовства. Поэтому необходимо расширить полномочия субъектов РФ как по управлению пастбищной аквакультурой, так и в области регулирования любительского рыболовства. Только в этом случае могут быть сняты реально существующие противоречия между рыбаками-любителями и рыбоводными хозяйствами, которые носят зачастую региональный характер».

Мне к этому остается добавить, что Тюменская областная Дума вместе с муниципалитетами, с участием зональной науки должны подобрать водоемы для любительского рыболовства и законодательно их закрепить.

– Надеюсь, что и эти задачи будут решены. Но как быть с безусловным выполнением госпрограммы, предусматривающей доведение товарной рыбы к 2020 году до 315 тысяч тонн? Согласно ей и в Тюменской области объемы выращиваемой рыбы должны быть увеличены в разы – с 1,5 до 3-4,5 тысячи тонн. Есть ли у нас такие резервы?

– В конце мая рыбохозяйственники с депутатами областной Думы осматривали предпусковое предприятие под Тобольском – центр холодного рыбоводства на Волковской старице. После запуска в эксплуатацию этот центр в достатке обеспечит регион жизнеспособной молодью сиговых рыб – муксуна, пеляди, пыжьяна, пелчира. Это прекрасно, что мы будем иметь такое высокотехнологичное предприятие. Но сиговое направление ориентировано на выпуск молоди в реки и только лишь частично – в озера. Я тогда вновь предложил всерьез заняться растительноядными рыбами, которые могут реально поддержать 2-3-кратный рост объемов товарной рыбы.

– Как известно, растительноядные рыбы в Сибири не могут размножаться в естественных условиях.

– Поэтому требуется создание сети зональных рыбопитомников по воспроизводству белого амура и толстолобика. В 1985 году пробурили  три скважины с геотермальной водой для такого питомника в Голышмановском районе. Сегодня они законсервированы. Рыбоводы покупают по несколько тысяч посадочного материала за пределами области, но этого мало. Нужны миллионы. Только тогда произойдет удвоение-утроение уловов. Не понимаю, почему мы запутались в сетях очень простых проблем. Повторяю: мы можем резко нарастить производство товарной рыбы только за счет индустриального интенсивного рыбоводства и внедрения поликультуры.

– Как вам это представляется?

– Могу обратиться к опыту рыбхоза «Балык» в Кунашакском районе Челябинской области, внедряющего мои разработки. 15 лет назад мы там обследовали 30 озер и на каждое обосновали интенсивную технологию. За период открытой воды здесь 2-4 раза проводят боронование, называемое еще рыбоводной  мелиорацией. Богатые биогенами, макромикроэлементами сапропелевые илы, которые, поднимаясь, образуют взвесь, повышают биопродуктивность воды. Это служит кормом для ряда видов рыб из поликультуры, в том числе и для белого толстолобика. Кроме фитопланктона и детрита, он ничего не ест. Белый амур питается мягкой и жесткой водной растительностью. 

Продуктивность быстрорастущих рыб (карп, сиговые, муксун, белые толстолобик и амур, где-то щука, форель или судак) составляет 200-300 кг с гектара. А увеличение количества выращенной рыбы на 15-18 тонн в год создает одно хорошо оплачиваемое рабочее место. Если Армизонский район на своих 50 тысячах гектарах будет выращивать 3-5 тысяч тонн рыбы, то этим самым он сможет обеспечить рабочие места сотням человек. Но это произойдет тогда, когда к большой программе рыбоводства будут причастны муниципальные районы. Нужно отдать им ряд полномочий, чтобы они стали хозяевами на своих водоемах, вели учет, составляли планы, осуществляли связь с наукой. Для этого следует подправить областное законодательство. 

Валерий ИКСАНОВ 


28009