Мы нисколько не стареем

Педагогическая поэма

Без малого полвека – таков учительский стаж Лилии Ивановны Уфельман. Немалый срок для создания своей «педагогической поэмы». 

Ее поэма – в судьбах учеников, которые до сих пор навещают любимую учительницу. Многих она помнит так ясно, как будто только вчера расстались. Особенно тех второклашек – из первого выпуска Боровской семилетки, куда молодая выпускница тюменского педучилища приехала по распределению. Достался ей класс, можно сказать, в авральном порядке – подхватила питомцев, как эстафету, от учительницы, которая срочно уехала в родную Калмыкию, когда депортированный народ реабилитировали и разрешили обездоленным людям возвратиться на родину. 

Учила питомцев русскому и географии, литературе и рисованию. Руководила школьным хором, который насчитывал аж 148 душ. Молодая учительница быстро завоевала сердца детворы. Водила ребятишек в походы и на экскурсии. Однажды написали всем классом письмо самому Будённому – поздравили легендарного маршала с праздником Советской армии. Настоящим педагогическим триумфом стал для Лилии Ивановны …ответ знаменитого командарма. А ее питомцы с той поры поверили в свою значимость и маленькие судьбы свои соразмеряли с жизнью огромной страны. Их взгляды с потемневшей фотографии частенько ловит она на себе, когда перелистывает фотоальбом. Вспоминает: 

– Ниночка Вискунова… Кляксы в тетрадках часто ставила… Толковая девчушка… Выучилась на врача-гинеколога, была заведующей отделением… Сейчас на пенсии, как я… А это Буракова… Тоже врачом работала в Ярково… Дима Тубаев… Прекрасно рисовал… Художником стал… Саша Розанов… Не знаю, где он сейчас…. Валя Адуварина – учительница. Помощником депутата работает в Боровском… Эльвира Амбросенко сейчас домохозяйка. Галя Мальцева… Саша Шадрин ответственным работником стал… 

Ее поэма – в крепкой дружбе коллег, дружбе, прошедшей испытание временем. Ее поэма – в строчках стихотворений, вошедших в сборник произведений тюменских учителей. Ее поэма – в троих детях, семерых внуках и правнуке. 

А ведь могла бы и не сложиться ее поэма. Ни единой строчки не появилось бы, угоди фашистская бомба в вагон на станции Мга, куда пятилетняя малышка добралась вместе с мамой, спасаясь от наступавшего врага. 

Семью из Ленинградской области приютила Сибирь. Деревня Яр под Тюменью стала надёжным причалом для вдовы репрессированного «двадцатипятитысячника», направленного когда-то партией на строительство колхозов. Выстояла она в нелёгких испытаниях. И дочка стала утешением для мамы. Училась Лилия отлично. И в педучилище поступила легко. И стипендию всегда получала повышенную. И работала потом много и добросовестно – звание отличника народного просвещения просто так не дают. 

Полвека создавалась ее педагогическая поэма. Пенсионный стаж Лилии Ивановны тоже немал. Однако и на пороге своего восьмидесятилетия неугомонный ветеран не сидит сложа ручки. Соавторство в шести коллективных книгах, репетиторство, работа в землячестве – скучать ей некогда. Детей и внуков на крыло с мужем поставили, на очереди правнуки. Первый, Андрей – главный мужчина в доме. Мечтает стать робототехником, а прабабушка помогает смышлёному дошколёнку освоить азы школьной премудрости. Не дают ей заскучать друзья и повзрослевшие питомцы – многие и сами теперь стали пенсионерами, но остепениться тоже не желают. Да и невозможно, если любимый наставник пример подаёт. 

Ее педагогическая поэма еще не завершена. И доказательство тому строчки из стихов, написанных Лилией Ивановной. В них и она сама, и душа ее поколения, не сломленного лихолетьями и остающегося для молодёжи примером честного труда и безграничного оптимизма: 

Мы, конечно, не девчонки. 

Мы, конечно, не мальчишки. 

Повзрослели мы слегка. 

Всё без паспорта понятно – 

Мы солидные ребята. 

Внуки есть наверняка. 

Ну, скажите нам на милость, 

Что ж такое приключилось? 

Просто катятся года. 

Мы нисколько не стареем, 

Только чуточку болеем. 

Так ведь это не беда. 

Мы хотим еще загадок! 

Мы хотим еще ошибок! 

Не торопимся спешить! 

Мы хотим еще отгадок! 

Мы хотим еще улыбок! 

Мы хотим еще пожить! 

В скудной пенсии дождаться 

Повышенья хоть немножко, 

На концерты походить, 

Да еще понаряжаться, 

За бокалом повстречаться, 

От души поговорить. 

Ждать чудес не перестанем 

Ни на что ворчать не станем – 

Будем жить повеселей! 

Будем песен петь побольше, 

По земле ходить подольше, 

Чаще радовать друзей. 

Кто сказал, что не годится 

В нашем возрасте влюбиться?! 

Ах, какая чепуха! 

От любви бежать негоже. 

Будем выглядеть моложе 

И забудем про инфаркт. 

Мы еще не надышались, 

Мы еще не нагулялись 

По лесам и по лугам. 

Мы еще не намечтались, 

Мы еще не нагляделись 

На любимые глаза… 

НА СНИМКАХ: самый первый класс Боровской школы; встреча спустя годы – угадайте-ка теперь, где учитель, где ученицы. 

Леонид ТКАЧУК /фото автора и из семейного архива/ 


27998