Профессионалы
В роду Тукаевых медиков отродясь не было, но Руслана профессии, связанные с медициной, стали волновать ещё в старших классах школы. И понятно, почему выбрал затем Сибирский государственный медуниверситет, по окончании которого получил диплом врача травматолога-ортопеда. В Туртасском (Уватский район) филиале областной больницы № 20 о тридцатилетнем враче отзываются, как об опытном, перспективном специалисте.
– Что за специальность такая – травматолог да ещё и ортопед? – первым делом спросил я при нашей встрече, что состоялась в его кабинете. Руслан Салимзянович охотно, со знанием дела просветил меня, совершенно «не подкованного» во врачебной терминологии.
– Я – врач, объединяющий сразу две медицинские специальности. Моё вмешательство как травматолога необходимо при получении травмы, ушиба, растяжения или перелома. Как ортопед я лечу какие-либо врождённые или приобретённые аномалии опорно-двигательного аппарата: сколиоз, плоскостопие, вывихи…
Впрочем, ни к чему из перечисленного им в день нашей встречи доктору Тукаеву прибегать не понадобилось. К тому же день этот отметился одной особенностью или, как сказали бы военные, нештатной ситуацией. Рано утром где-то на электролинии случилась авария, больница до вечера оставалась без света. Ослепли и онемели компьютеры, оцепенели приборы, замерла техника, питаемая электричеством, и, естественно, заметно убавилось число посетителей. Про других врачей не скажу, не знаю, но у Руслана появилось время «ничегонеделания», и я воспользовался этим, задавая вопрос за вопросом.
– А много ли больных с отклонениями, которые ты только что перечислил? – с высоты своего возраста, да и с его разрешения спрашиваю, обращаясь к нему «на ты».
– Чаще всего, это травмы, полученные в быту. Сейчас лето, подростки предоставлены сами себе, а с их неуёмной энергией… Вот и приходится нам, сельским докторам, помимо законной рабочей пятидневки и дежурств в стационаре, в любое время быть готовыми к оказанию экстренной помощи: вызвать могут поздно вечером или ночью, в выходной или праздник. В перечень ежедневных обязанностей включены также осмотры пациентов, выбор и назначение лечения, профилактические рекомендации.
– Если вспомнить студенческие годы, когда началась специализация, почему выбор твой пал именно на травматологию, ведь можно с таким же успехом лечить что-нибудь иное, зубы, например?
– Среди специальных предметов меня всегда привлекала хирургия, ну а травматология – её составная часть. Мы ведь тоже делаем операции нижних или верхних конечностей, на грудной клетке или шее.
– Клятву Гиппократа, должно быть, назубок заучивали?
– У нас клятвы Гиппократа не было, но перед вручением диплома давали клятву врача. Суть одна и та же… В большом концертном зале, в торжественной обстановке…
Тему очередного вопроса подсказал обесточенный, а оттого тёмный монитор его компьютера:
– Век компьютеризации, в больницах более современное оборудование, обновляется медтехника. Это всё облегчило труд медиков, или они всё так же подолгу заняты бумажной рутиной?
– Писанина никуда не делась. Амбулаторные карты, истории болезни – они суть. Документы строгой отчётности и должны быть заполнены правильно и скрупулёзно. «Бумажки» эти – самые надёжные свидетельства безошибочного назначения лекарств или процедур.
– Сколько больных ты принимаешь за день, месяц, год?
– В день бывает до 30 пациентов, отсюда считайте, сколько их примерно за месяц и год.
– Какой случай запомнился как наиболее тяжёлый?
– Однажды паренька привезли с проникающим ранением брюшной полости. Травматолога такое, в общем-то, не касается, но тут болевой травматический шок и большая кровопотеря была. Ассистировал хирургу. Парнишка выжил. Очень часты сложные и, как правило, тяжёлые травмы – последствия ДТП.
– Остаётся ли время посмотреть телевизор, почитать, позаниматься? Какой литературой увлекаешься?
– В основном читаю книги по истории, люблю фантастику, ну и новинками медицины интересуюсь, это уж само собой. Из светил медицины преклоняюсь перед гением ортопедии Гавриилом Абрамовичем Елизаровым, прошедшим путь от врача районной больницы до директора Курганского научного центра восстановительной травматологии и ортопедии.
– Доводилось ли встречать бывших пациентов, получать от них слова признательности?
– Да, и нередко. Всегда очень приятно и как человеку и особенно как врачу увидеть бывшего больного живым, здоровым, полным сил. Вот почему не жалею, что однажды избрал эту профессию. Получается – раз и навсегда.
Александр ПАРАМОНОВ



