В наших недрах не только нефть

Точки роста

В Тюменской области (без автономных округов) выявлено 700 месторождений и участков с полезными ископаемыми: в том числе 407  со строительными песками и глинами, 217 – с торфом и сапропелем, 43 – с углеводородным сырьем… Минерально-сырьевая база из года в год пополняется. О точках роста наш обозреватель беседовал с начальником управления департамента недропользования и экологии Антоном Климовичем.

– Наши недра не столь богаты и разнообразны, как в соседних регионах, – говорит Антон Геннадьевич. – Содержат семь наименований ископаемых, тогда как в северных округах и Свердловской области их в три раза больше. Тем не менее по ряду ключевых показателей развития отрасли недропользования мы в числе лидеров. По итогам прошлого года в области добыто 11,8 млн тонн нефти, 11 млн кубометров строительного сырья, 43 тысячи тонн торфа, девять тысяч кубометров сапропеля.

– Есть мнение, что добытчики уже изрыли все окрестности, оставляя карьеры после вывоза песка. Не загубим ли жизнь в болотах и озерах в связи с добычей торфа и сапропеля?

– Выданная нами 191 лицензия на строительное и агрохимическое сырье распространяется на территорию, составляющую одну сотую процента от всей площади области. А если учесть, что большая часть строительных песков добывается из водоемов гидромеханизированным способом, то карьеров будет и того меньше. К тому же современная лицензированная добыча торфа методом фрезерования верхнего слоя не оставляет после себя значительных углублений. Площадь добычи строительного и агрохимического сырья минимальна. Одна углеводородная поисковая лицензия может составлять десять тысяч гектаров. То есть столько же, сколько 191 лицензия на вышеуказанное сырье. Что касается сапропеля, то его запасы велики. Еще в советское время они детально изучались, и в нашем распоряжении имеются геологические отчеты тех лет. Однако по ним нет государственной экспертизы и, соответственно, эти залежи не стоят на балансе. Так что официальную цифру по запасам можно смело удвоить.

– По добыче строительных песков и глин Тюменская область сегодня является одним из лидеров в стране. Но хватит ли нам запасов в обозримом будущем?

– Запасы песка составляли на конец прошлого года 540 млн кубометров, а глины – 390 млн. В 2015-м мы добыли всего 11 млн кубометров. За первый квартал нынешнего прирастили 14 млн кубометров песка. Так что наш регион на долгие годы будет обеспечен запасами этих материалов, направляемых на возведение жилья, промышленных и социальных объектов, дорожно-транспортной инфраструктуры, обустройства нефтегазовых промыслов. Среди крупных потребителей – Тюменский и Уватский районы. В последнем до 2020 года будет введено в эксплуатацию дополнительно около десятка нефтяных месторождений.

Огромных объемов строительного сырья требуют и тобольские проекты. Доля нефтегазового комплекса в потреблении будет расти. В прошлом году она увеличилась с 15 до 35 процентов. При этом прирост запасов песка и глины составил 85,4 млн кубометров. Мало того, что  минерально-сырьевая база на сегодня избыточна, она еще и хорошо восполняется за счет геологоразведочных работ. Хотя потребление формовочных и стекольных песков растет. Уникальное месторождение в Заводоуковском городском округе является аналогом доминиканским – они идеально белые. Из этого сырья компания «Стеклотех» производит стеклотару.

– Говорят, в Тюменской области находится  десятая часть общероссийских запасов торфа. И при этом добывается его у нас всего несколько десятков тысяч тонн?

– Действительно, по торфу ресурсы, можно сказать, безграничны. Основным ограничением в развитии его добычи является отсутствие спроса внутри региона. Пока ведут заготовку всего три компании. В сельском хозяйстве он используется для структурного улучшения почвы при выращивании корнеплодов и в виде смесей (питательных грунтов) поставляется железнодорожным транспортом в другие регионы России. Перед нами стоит задача – довести в ближайшее время добычу торфа хотя бы до ста тысяч тонн в год. Точками роста могут стать использование его в качестве рекультиванта на объектах нефтяной отрасли, в ландшафтном озеленении и благоустройстве территорий, а также в качестве альтернативного топливного сырья в труднодоступных районах, которые в силу экономических причин не могут быть обеспечены газоснабжением.

Есть возможности и для роста добычи сапропеля. Если использование его в лечебных целях  относится к федеральным полномочиям, то мы можем организовывать добычу в качестве агрохимического сырья. Впервые она началась в прошлом году и составила десять тысяч кубометров. Запасы сапропеля в объеме восьми млн (учтенных) кубометров формировались в течение 50 тысяч лет из отмерших остатков растений и живых организмов. Это не только ценное органическое удобрение. В России накоплен богатый опыт применения биологических добавок на основе сапропеля в птицеводстве и животноводстве, позволяющих поднимать привесы, улучшать репродуктивную функцию, повышать сохраняемость молодняка… По примеру Татарстана собираемся провести широкую популяризацию его  использования в средствах массовой информации, в выступлениях ученых на конференциях и семинарах. Изучаем опыт швейцарской компании, которая на основе торфа и сапропеля изготавливает распространенные в Европе уникальные удобрения.

– В печати появлялись сообщения о том, что в Нижнетавдинском районе исследуется на предмет промышленного освоения титан – циркониевое месторождение.

– Признаться, мы с этим запаздываем. В Томской и Омской областях уже используют россыпи – готовят и продают концентраты с содержанием титана. Нужно спешить с выходом на рынок. Пока мы выдали две поисковые лицензии. Нет необходимости объяснять, что титан – это стратегический металл. И мы обеспечиваем его производство в стране собственным концентратом всего на пять процентов. Остальное завозим из-за рубежа. Стоимость обогащенного сырья настолько велика, что освоение наших небольших россыпей в любом случае станет рентабельным.    

Радует динамичное развитие добычи нефти. Итог прошлого года – около 12 млн тонн. И этот уровень сохранится до 2020 года, поскольку на смену истощенным месторождениям вводятся новые. Скажем, на уватские площади нынче выходит «Сургутнефтегаз» и «Независимая нефтегазовая компания», которые, без сомнения, значительно поднимут добычу. Запасы нефти на сегодня составляют около 450 млн тонн. Лицензии на право пользования углеводородным сырьем выданы 14 предприятиям. В том числе и на малоперспективные месторождения в Голышмановском, Абатском и Викуловском районах.

– Тюменской области по соглашению с Федеральным агентством по недропользованию переданы дополнительные полномочия. О чем идет речь?

– Нам разрешено самостоятельно определять условия предоставления права пользования недрами в добыче подземных вод объемом не более 500 кубометров в сутки. Второй блок полномочий – выдача лицензий на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на участках недр федерального значения. С мая 2015 года нашим департаментом выдано более ста разрешений на строительство объектов и обустройство нефтяных месторождений, а также 200 – на ввод их в эксплуатацию. За три месяца этого года соответственно 35 и 45.

– Какой же эффект от этих нововведений?

– Раньше органы региональной власти не принимали участия в развитии отрасли недропользования с целью поисков, оценки и добычи подземных вод, что, разумеется, сказывалось на обеспечении потребностей населения области и предприятий в качественной питьевой воде. Снижение административных барьеров позволило в два раза сократить сроки выдачи разрешений на строительство капитальных объектов, что несомненно скажется на росте добычи не только воды, но и нефти.

Валерий ИКСАНОВ


27440