Выборы-2016
В рамках подготовки к предстоящим выборам депутатов Государственной Думы седьмого созыва Центральная избирательная комиссия (ЦИК) провела очно-дистанционное обучение представителей федеральных и региональных СМИ.
Организаторы семинара во главе с Эллой Памфиловой, председателем ЦИК РФ, и журналисты обсудили новации избирательного законодательства и правила участия СМИ в электоральном процессе.
Глава комиссии подчеркнула необходимость строгого соблюдения закона и конструктивного взаимодействия избирательных комиссий всех уровней со средствами массовой информации. Это позволит обеспечить честное, непредвзятое освещение выборов. Особое внимание было уделено вопросам аккредитации журналистов.
На аккредитацию может рассчитывать журналист, работающий в редакции на основании трудового или гражданско-правового договора не менее двух месяцев до дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Заявка в ЦИК РФ подается федеральным СМИ не ранее, чем за 50 и не позднее, чем за 20 дней до дня голосования.
Журналисты, выдержавшие проверку, получат аккредитационное удостоверение, которое действует на всей территории РФ и даёт доступ к любым выборам, проходящим в стране в это время.
Региональные СМИ смогут подавать заявки в местные избиркомы. Сроки здесь другие – не ранее, чем за 19 дней до дня голосования, и не позднее, чем за 3 дня до него.
Документов для работы на выборах надо будет предоставить немало. Но Элла Памфилова пообещала упросить процедуру аккредитации. Цель нововведения – не ограничить права СМИ, а не допустить на выборы нежелательных лиц под видом журналистов. Правда, привязанность к конкретному участку лишает возможности менять дислокацию и наблюдать за ходом голосования в целом.
Еще одно новшество: определен правовой статус сетевых изданий и сайтов, которые раньше были фактически неподконтрольными. К ним теперь предъявляются те же требования, что и к средствам массовой информации, даже если ресурс не зарегистрирован как СМИ.
Задача СМИ – информировать своих граждан о ходе избирательной кампании, но не агитировать. Редакция может публиковать (или выпускать в эфир) интервью с кандидатами, сообщения о них, дебаты и т.д. Но информируя свою аудиторию о предвыборном процессе, СМИ должны отказаться от собственных комментариев, оценок и соблюдать равенство кандидатов и избирательных объединений. И не дай Бог, если в журналистских материалах обнаружится агитационный умысел!
Изменения, внесенные в федеральный закон, коснулись использования в агитационных материалах чьих-то высказываний и изображений. Сами кандидаты могут сколько угодно мелькать в газетах, всевозможных листовках и на телеэкранах. А вот фотографии их супругов, детей (включая не достигших 18 лет), родителей и других близких родственников не допускаются. Кстати, кандидат может быть изображен только среди неопределенного круга лиц.
Запрещено размещение в агитках каких-то высказываний об избирательном объединении или о кандидате лица, не имеющего права проводить предвыборную агитацию.
Агитационный период в СМИ начинается с 20 августа и заканчивается 16 сентября 2016 года. Помимо избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы, в Тюменской области будут проходить выборы в областную Думу.
Подробнее с особенностями предстоящих 18 сентября выборах можно ознакомиться на сайте ЦИК Российской Федерации.
Анна КРУЧ