На обочине... Мигранты в Россию едут не от хорошей жизни

Актуально

Я хочу рассказать о тех, кто каждое утро идет на работу и  не знает, чем конкретно  будет  заниматься: разгружать машины, пилить дрова или вскапывать огород. Это мигранты из СНГ, коих в Тюмени очень много.

Мы относимся к этим людям  по-разному. Кто-то с опаской, видя в них «чужаков»,  кто-то равнодушно, иные  демонстрируют толерантность. Что бы о мигрантах мы ни думали,  они живут среди нас:  адаптируются  к  сибирскому климату, приспосабливаются к нашему  укладу жизни.

Едут в Россию не от хорошей жизни  на родине  – от нищеты.  Часто  на дорогу собирают  деньги  всей родней.  Случается,  влезают в большие долги. Пройдя все круги бюрократических структур, они, наконец, оказываются на такой желанной российской земле. А тут новая проблема: как найти работу?

Возможностей для трудоустройства предостаточно. На бумаге. А на деле многие «гости» из ближнего зарубежья  каждое утро выстраиваются у дорог в ожидании «заказчиков». Этих «точек» в нашем городе несколько. В народе хорошо знают, где они находятся.

В одно  такое место я и отправилась, чтобы узнать, как «функционирует»  центр занятости на обочине. Воскресное утро. Полдюжины мужчин уже топтались на месте.  Сначала меня приняли за заказчика. Окружили, стали предлагать свои услуги. Что конкретно мне требуется, не уточняли, сказали: «Все умеем делать». Когда узнали, что журналист, интереса не потеряли. Отвечали на вопросы с охотой, говорили о жизни, философствовали. Иногда  с надеждой поглядывали  на проезжающие автомобили.

Ахмет, 49 лет, из Таджикистана:

– Стоять тут мне не стыдно: не ворую, не убиваю. Работаю честно вот этими руками (показывает ладони), добываю на хлеб.

– Не страшно было  взять и уехать в чужую страну? Люди ведь разные встречаются…

– Разные. Могут отвезти за двести километров от города, заплатить половину суммы и выгнать. Мне как-то зимой пришлось пешком добираться до Тюмени по Тобольскому тракту. А бывает, что накормят, дадут теплую одежду и до дома довезут.  По поводу плохих и хороших так скажу: не от нации  это зависит. Очень много случаев, когда нас свои же земляки обманывали.

Восьмой год работодателем для Ахмета является обочина. Иногда удается найти долгосрочную работу – на два-три месяца. Потом снова сюда.  Разовая халтура дает возможность пережить трудный период.

– Посмотрите, сколько тут  сильных, здоровых мужчин! Если бы кто-то организовал нас, допустим, на полевые работы или уборку снега, да куда угодно, где нужны рабочие руки… Но мигранты никому не нужны, – хмурится Ахмет.

Если вы думаете, что у дороги околачиваются только нелегалы, то ошибаетесь. У половины есть все необходимые документы.  Но на официальную работу устраиваются единицы.

– По какой-то причине даже при наличии документов нас не берут, – рассказывает Содир-Саша (36 лет) из  Узбекистана. – Вот я, например, в прошлую зиму оформил договор с подрядчиком, нанялся рубить лес под  высоковольтные линии. Месяц работал, по грудь проваливался в снег, мерз  и все же радовался, что появилась стабильность. Думал, смогу каждый месяц хоть немного денег отправлять на родину. Сглазил. Мне заплатили  12 тысяч, а другим, русским, – по пятьдесят.  Заболел я тогда, долго лежал с температурой.  Все,  что заработал, потратил на лекарства. После этого случая не соглашаюсь уезжать надолго за пределы города. На один-два дня, не больше – не так будет обидно, если «кинут».

Летом работы много: строительство, благоустройство. Но и желающих заработать  больше.

– Скоро приедут наши земляки, молодые парни, – продолжает мой собеседник. – С молодежью проблема –  не приучены они к труду. Я по телефону сына воспитываю.  Но разве это правильно? Можно сказать, безотцовщина при живых отцах.

Разговоры о детях задели Нурсултана, он из Кыргызстана:

– Наши дети растут без нас. Сейчас над миром нависла угроза радикального ислама. Молодых очень легко завлечь, обмануть. Мы все обеспокоенны этим.

– Ребята, а как же ваши диаспоры? Они  интересуются вами?

Мой  вопрос вызвал смех.

– Может,  кому-то и помогают. Сколько лет тут стою, не слышал, чтоб сюда кто-то из них приезжал. Пословица есть такая: «Сытый голодного не разумеет».

Зофар 36 лет (смеется):

– К нам сюда регулярно полиция наведывается, нам она роднее.

Беседу пришлось прервать: начали подъезжать машины.  Мужчин, договорившись, увозили. Хоть бы им сегодня  повезло! Граждане чужой страны оказались не только на обочине дороги, но и жизни.

P.S.: Как и обещала ребятам, связалась с представителями диаспор. Разговаривали со мной неохотно, встречи постоянно откладывались. Один из «начальников» по телефону все-таки прокомментировал ситуацию: «Эти люди привыкли на дорогах стоять. Мы им находим работу  с жильем и питанием, но они отказываются. Я ведь не могу их заставить. А помощь  оказываем постоянно. Завтра же  поеду и узнаю, чем они недовольны».

Оксана РЕВЯГИНА


27223