«Алмазные копи» Ингальской долины

 

Об Ингальской долине Тюменской области наслышаны многие. Этот археологический комплекс площадью около 1500 квадратных километров находится в Тоболо-Исетском междуречье. На его территории найдено уже свыше 600 памятников от неолита до средневековья. А сколько тайн еще предстоит открыть! Удивительное дело! Сокровища Ингальской долины – это не только его древние поселения, городища, захороне- ния, но и современные объекты культуры, и задумки, только воплощаемые в жизнь. В рамках турпроекта «Ингальская долина» журналисты региона побывали в четырех таких точках Упоровского и Исетского районов. И остались под впечатлением увиденного.

Суерское чудо

Первая остановка по требованию – в Суерке. Это старейшее село имеет в названии татарские корни. Было основано в 1650-м вольным переселенцем из Великого Устюга Осипом Давыдовым. Ничем не примечательная слобода стала известна на всю округу в восемнадцатом столетии, когда здесь свирепствовала моровая язва. Как раз в то время одному из прихожан явилась Богородица и повелела написать в Рафайловском монастыре образ Смоленской иконы Божией матери, пообещав прекратить бедствия. Когда жители Суерки обратились к настоятелю обители с просьбой об этом, он указал им на затворника – иеромонаха Макария. И тот согласился написать икону. После того как она была перенесена в Суерку, был отслужен перед нею молебен, моровая язва исчезла. Во имя этой иконы на берегу Тобола был основан каменный двухэтажный храм. Святыню благодарные прихожане украсили серебряной ризой и драгоценностями. По числу привесок-подарков в ней можно было понять, как много людей, веривших в ее силу, получили просимое.

По приезде в суерскую церковь мы поклонились чудотворной иконе, вошедшей в 2009 году в список победителей по народному голосованию акции «Семь чудес Тюменской области». Работница храма Валентина Николаевна рассказала нам немало интересного из жизни прихода. Привела примеры исцелений и избавлений от невзгод.

У одного исетского управителя сильно болели глаза. Он попросил принести из Суерской слободы чудесный образ. Принесли. Отслужили перед иконой молебен. И больной прозрел. Через некоторое время в Исетском начался падеж скота. Православные взяли святую воду из Суерки, покропили ею животных – падежа как не бывало.

1770 год запомнился сильной засухой. Ялуторовчане не знали, что делать. Обратились с прошением к епархиальному начальству. И архиепископ Тобольский Варлаам «по их прошению велел святую икону Пресвятой Богородицы приносить в Ялуторовск, но с подобающим благочинием и паче в трезвости и с постом, а лучше бы в постное время, когда способнее для народу». На основании сего духовное управление постановило 14 сентября 1771 года принести икону, а в будущем приносить ее в первое воскресенье Петрова поста. С тех пор на девятую пятницу после Пасхи в Суерке тысячи паломников собираются на престольный праздник. Что касается тех приснопамятных событий, то в 1772 году, когда суерская святыня была поднята, пошел сильный дождь. И продолжался трое суток. От того дождя хлеба и травы, к радости верующих, ожили.

Путь в Ялуторовск для иконы пролег через многие годы. Обратно в Суерку ее возвращали через Заводоуковск. Иногда через Югру. К 1813 году от длительных «путешествий» образ повредился. Чтобы сберечь святыню, был сделан список, его предполагалось носить по округу. Но люд опечалился. И икону обновили с сохранением всех ее особенностей – покрыли тонким слоем слюды.

В конце ХIХ века в Суерке случился пожар. Как только на пепелище принесли икону, огонь затух повсюду. А в 1866-м ей был отслужен молебен по причине выздоровления тяжелобольного переселенца Ивана Григорьева из Ялуторовского округа Шатровской волости. Об этом можно прочитать в богослужебном журнале на 56-й странице.

Вообще в суерском храме сохранилось несколько церковных книг. Они несут на себе отпечаток прошлого. Листая их, можно ощутить дыхание времени. Особенно запомнился один период из истории прихода – с 1905-го по 1912 год. К этому времени воды Тобола подмыли берег, и было решено строить новый храм. Его возводили всем миром. Назвали в честь преподобного Серафима Саровского. В 1914-м храм был освящен. И чудотворный образ занял в нем достойное место. Но лихие годины революционных перемен и репрессий стоном отозвались в жизни церкви. Были сосланы и расстреляны два местных священника. В Великую Отечественную войну храм был превращен в зернохранилище. Однако с 1946-го, когда в Суерку приехал батюшка, церковь возобновила работу. Правда, гонения не прекратились. В 1964-м ее вновь закрыли. К тому моменту храм прп. Серафима Саровского оставался единственным действующим в сельской местности юга Тюменской области.

К счастью, времена меняются. Возрожденное православие пустило глубокие корни на сибирской земле. Сегодня суерский храм даже включен в паломнический маршрут, разработанный Тобольско-Тюменской епархией. Сюда едут паломники со всей России. Как и прежде, суерская святыня – их заступница и помощница в скорбях. Не случайно и в проекте «Ингальская долина» храму прп. Серафима Саровского уделяется особое внимание. Экскурсией посещение не ограничивается. Нам предложили перекусить в трапезной. Поскольку шли дни Великого поста, подумали, что лишь почаевничаем. Однако радушные хозяева угостили нас хлебом-солью, на столе каких только постных яств не было: тут тебе и черемуховый морс, и оладьи их овсяных хлопьев, и пирожки с груздями, и чай из кипрея. Пальчики оближешь! Взяли даже рецепты постной выпечки с собой. А еще – сувенирчики и сухарики от Серафимушки.

Добро пожаловать в «Берёзовку»!

Следующей по маршруту стала база отдыха «Березовка». Индивидуальный предприниматель Сергей Шабалин планы на ее счет вынашивает амбициозные. Строит с размахом. Уже освоены миллионы рублей. В горячем источнике его «вотчины» каждый день купаются желающие – о целебной силе воды ходят легенды! Выкопаны водоемы. Возведены банный комплекс и домики «на фазаньем острове». Завезены 400 лошадей. А ещё – десять верблюдов породы калмыцкий бактриан. Почему выбраны именно они? Особи этой породы способны спокойно выдерживать как жару, так и 30-градусный мороз. Сергей Борисович намерен организовывать поездки на этом экзотическом «транспорте». Нацелен на массовый въездной туризм. На птичьей ферме мы с удовольствием фотографировали и кормили индюков, гусей, уток, фазанов. На последних можно будет охотиться (здесь расположен единственный в регионе фазанарий!). А еще «Березовка» ждет и любителей порыбачить. Водоем площадью более четырех гектаров зарыбят карпом, толстолобиком, карасем, щукой, судаком, лещом, пельчером, линем и белым амуром. Туроператоры заинтересовались этим туром. Это и понятно: перспективы впечатляют.

«Южное» – раскрученный бренд

На базе отдыха «Южное», расположенной в 16 километрах от села Исетское, в едва ли не самом живописном уголке области, чего только нет! Номера разных категорий – от бунгало до коттеджей, сауна, баня, бильярд, караоке-бар, стендовая стрельба, музей, зоопарк, охота, рыбалка, водная дискотека (в области такой больше не найдете!). Всего и не перечислишь. «Гиды» показали нам самые «выдающиеся» объекты – на все у нас просто не хватило бы времени. Побывали в гостях у веселых пони и любопытных страусов и кабанов, познакомились с олененком Кешей, заглянули в конференц-, каминный, банкетный залы, издалека окинули взглядом водную площадку для дискотеки, чум, самолетик, где планируется разместить кафе, угостились на славу в ресторане. Музей, правда, ошарашил обилием экспонатов. Под них места явно не хватает, а потому лапти мирно «уживаются» со спортивными принадлежностями, иконы – с бытовой утварью, а кубки и фотографии – с книгами. Впрочем, никто не отрицает тот факт, что «Южное» – уже раскрученный бренд и весьма активно «работает» на въезд. Туристы сюда едут весьма охотно. Причем не только «свои», но и из соседних областей. Бывают и именитые гости.

«Изюминки» Исетского музея

Когда мы направлялись в Исетский краеведческий музей, в голову невольно закралась мысль: «Ну, чем этаким может поразить простой сельский музей?». Как выяснилось, у него немало «изюминок». Основателем был заслуженный учитель Российской Федерации Анатолий Лаврентьевич Емельянов. Его хорошо знала моя мама, в те годы заведовавшая библиотекой. По ее уверениям, он был энтузиастом, своего рода первооткрывателем истории Исетского края. Проделал колоссальную работу по комплектованию стендов. Даже ей пришлось писать историю ЦБС для фондов музея. Воспоминания заняли не одну тетрадь.

Первоначально музей размещался в деревянном здании бывшей земской больницы. Открыл свои двери для посетителей в июне 1974 года. Сейчас у музея, с 1984 года носящего звание народного, новые «палаты» – помещение в 1500 квадратных метров. В фондах – свыше 5000 экспонатов отделов природы, истории Приисетья, Исетского района в ХХ веке, православия и старообрядчества (Исетское издавна известно как двоеданское село), предметов быта и ремесел, военной и трудовой славы земляков. Всего здесь 10 экспозиционных залов. Наиболее интересные – находки Ингальской долины (начиная от артефактов, связанных с первыми обитателями – протоуграми, и заканчивая саргатскими принадлежностями) и старообрядческие реликвии. Только в музее большая часть экскурсантов впервые узнала о жизни двоедан, увидела «оброшные» иконы, рассмотрела воочию мини-копию часовни в Кирсановой духовного наставника старообрядцев Миронушки Галанина.

После экскурсии сотрудники устроили для нас музыкальный вечер в гостиной. Час в музее пролетел незаметно.

Знакомство с «сокровищами» Ингальской долины дало пищу для размышлений: въездной туризм открывает неограниченные возможности для развития провинции. Стоит только постараться найти рычаги для того, чтобы эти ресурсы заработали в полную силу.

Наталья ТЕНЮНИНА
Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/


27020