О журналистах-фронтовиках
Журналист, публицист и прозаик Евгений Григорьевич Шерман родился 19 октября 1923 года в г. Ананьеве Одесской области Украинской ССР. Детство прошло в Одессе, а в 1935 году родители переехали в Свердловск. Писать начал еще в школе, совершенно сознательно, по призванию готовил себя в журналистику. Писал заметки, корреспонденции, крохотные репортажи с пионерских сборов, с пунктов макулатуры и металлолома и печатал в стенной, пионерской и комсомольской газетах. Как юнкор принял авторское участие в книге, написанной детьми об Урале.
20 июня 1941 года Евгений окончил среднюю школу, 21-го подал заявление в Свердловский КИЖ – Коммунистический институт журналистики, а 22 июня началась война. И Шерман ушел добровольцем на фронт.
В конце 41-го, после краткой учебы в военном училище, лейтенанта Е.Г. Шермана направили на Западный фронт. Он участвовал в битве под Москвой, правда, уже в период наступления наших войск и разгрома противника, командовал огневым взводом малокалиберных зенитных пушек. Получилось так, что едва эшелон прибыл на станцию Сухиничи, как налетели немецкие бомбардировщики, и взвод лейтенанта Е.Г. Шермана принял бой с неразгруженной платформы…
В наступательных боях Е.Г. Шерман дошел до Ржева, где его 42-я дивизия заняла долговременную оборону и вела позиционные бои до весны 1943 года. Здесь он стал заместителем командира батареи, в декабре 42-го вступил кандидатом в члены ВКП(б). Был ранен, но снова вернулся в свою часть. После второго ранения его направили во 2-ю гвардейскую зенитно-артиллерийскую дивизию резерва главного командования командиром батареи, а затем начальником разведки зенитартполка. Эта дивизия выполняла глубоко проникающие рейды по тылам врага, перерезала рокадные дороги, уничтожала базы и коммуникации противника. Е.Г. Шерман участвовал в трех таких рейдах. Прошел всю Белоруссию, участвовал во взятии Злобина, Белостока, в окружении Минска. Потом вышли на границу Польши и Восточной Пруссии. Орден Отечественной войны II степени за бои в Польше догнал Евгения Григорьевича в госпитале. Он был тяжело ранен и контужен под Варшавой. После скитаний по госпиталям наконец оказался в Свердловске. Зашел в свой институт. КИЖ давно был закрыт и преобразован в факультет журналистики Уральского университета.
Однако в деканате нашли его заявление, датированное 21 июня. В комиссии ахнули: «Вот он, который подал 21-го заявление и исчез! Жив! Да к тому же офицер, награжден». Кстати, еще до боев в Польше Шерману вручили орден Красной Звезды.
– Веришь, нет, я чуть не заплакал. Меня, контуженного, еще не уволенного из армии, тут же без экзаменов зачислили студентом на свободном расписании.
В январе 45-го Е.Г. Шерман по инвалидности был демобилизован в звании капитана. Устроился репортером в уральское отделение газеты «Труд», продолжил учиться. И довольно успешно – за два с половиной года экстерном закончил университет.
Работал в газетах Свердловска, Кургана, а в мае 1949 года переехал в Тюмень. Сначала был разъездным корреспондентом «Тюменской правды», затем собкором по Ямало-Ненецкому национальному округу, заведующим отделом и ответственным секретарем газет «Тюменская правда» и «Тюменский комсомолец».
Непрерывно занимался и литературной работой. Его очерки о Севере печатали в журналах «Огонек», «Смена», «Сибирские огни». В 1951 году опубликовал документальную повесть «Хозяева тундры», а затем она вышла в Тюменском книжном издательстве.
Осень 1953 года. В Березове ударил газовый фонтан, в Тюмень хлынули геологи. Евгений Григорьевич подружился с ними и поверил в них до конца. Выходят сборники его очерков «Ворота в Сибирь», «Остров нефтяных робинзонов» (1961 г.), «Под стальным парусом» (1964 г.), «Цвет тундры голубой» (1973г.). Первые в стране публикации о геологах в центральных газетах, первые публикации в журнале «Октябрь», первая книжка о геологоразведчиках. Ему удалось первому сообщить об «открытии века» – тюменской нефти.
Так Е.Г. Шерман-Ананьев стал летописцем открытий и освоения Тюменского края. А для того, чтобы показать подлинных героев этого освоения, нужно знать все. И публицист становится рабочим геологоразведочной партии, техником-оператором геофизической партии, помощником бурильщика в бригаде Кожевникова Тазовской экспедиции, техником-оператором промыслово-геофизической партии. Когда геологи впервые выходили в район Сартыньи, Евгений Шерман прошел рабочим по черновику трассы будущей железной дороги Ивдель – Обь. Это были рейды в будущее края.
Все-таки ему здорово повезло – быть летописцем таких событий. Из Березова увидеть Уренгой и Ямбург, из Салехарда – караван судов с грузами для заполярных месторождений в Байдарацкой губе, увидеть поселки в дикой тундре, цвет которой остается голубым.
В последние годы Е.Г. Шерман много работает в жанре документального кино. По его сценариям снято более двадцати документальных кино- и телефильмов.
Геннадий САЗОНОВ, член Союза писателей СССР (1985 г.)
Р.S. Евгений Шерман ушел из жизни в 1992 году.