Чтобы не упасть ниже барреля

Пресс-конференция

«Мы должны включить мозги и думать, как и куда двигаться дальше, а не ждать, когда вырастет баррель», – такое заявление сделал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин 25 апреля на встрече с журналистами Тюменской области.

Этой максиме Ямало-Ненецкий автономный округ следует неотступно.  Несмотря на сложности, Ямал остается донором российской экономики.
Продолжается строительство крупнейшего в России завода по производству сжиженного газа мощностью 16,5 млн тонн  в год. В рамках реализации проекта «Ямал СПГ» создается транспортная инфраструктура, включающая морской порт Саббета и аэропорт.

«Там большой производственный муравейник – очень много людей и механизмов. Работа в тяжелых арктических условиях. Приходят караваны кораблей, разгружают блоки, идет монтаж крупного оборудования. Дисциплина армейская, в том числе и по срокам», – рассказал  о своих впечатлениях от посещения стройплощадки Дмитрий Кобылкин.  По словам главы ЯНАО, проект полностью обеспечен финансированием, и «останавливать его нельзя даже в сложной экономической ситуации».

«В 2015 году из-за низких цен на нефть мы потеряли из бюджета примерно 36 млрд рублей. Однако нам удалось восполнить все выпадающие средства за счет значительного прироста по налогу на имущество и подоходному налогу. Конечно, во многом благодаря тому, что на территории Ямала сейчас идет самая крупная в России стройка», – объяснил Дмитрий Николаевич.

Значение этого проекта трудно переоценить. «Ямал СПГ», как ледокол, движется вперед, а за ним тянется вся экономика страны: более 60 тысяч российских компаний сегодня задействовано  в этом интегрированном проекте. На строительной площадке в определенные периоды одномоментно трудится до 20 тысяч рабочих. Если бы мы имели еще 3-4 таких объекта, то вопрос диверсификации  нашей экономики и импортозамещения уже был бы снят с повестки», – уверен глава округа.

Ямал начинает уверенно прирастать в объемах реализации нефти. «У нас в этом году запланированы очень серьезные проекты: нефтяная труба ВСТО – Самотлор – Пурпе – Заполярное.  В сентябре мы будем вводить ее с президентом «Транснефти», а компания ЛУКОЙЛ – Пякяхинское нефтяное месторождение. Его сырье как раз пойдет на наполнение этой трубы», – сказал губернатор.

Напомним, Заполярье – Пурпе – Самотлор – самый северный российский нефтепровод длиной около 900 км. Кратчайший маршрут, связывающий месторождения севера Красноярского края и ЯНАО с нефтеперерабатывающими заводами России и мировыми рынками в направлении Восточная Сибирь–Тихий океан.
На прямые вопросы журналистов Дмитрий Кобылкин отвечает без обиняков. Да, трудности есть. Например, правительство ЯНАО ищет варианты оплаты, чтобы рассчитаться по долгам перед АО «Корпорация развития» за строительство автомобильной части моста через реку Надым. Речь идет о сумме в 6 млрд рублей. Долг будет оплачен в любом случае, заверил губернатор.

В 2016 году строители обещали сдать железнодорожную часть моста. А это важнейший элемент Северного широтного хода, как и мост через Обь в районе Салехарда. Его строительство, по словам Дмитрия Кобылкина, намечено на 2017 год и вряд ли будет затягиваться, хотя найти 69 миллиардов непросто.
«Инвестор не пойдет на строительство этого моста потому, что тарифом он никогда не окупится. Сроки окупаемости таких объектов – 40-50 лет. Это понимают и президент, и премьер. Поэтому крупные проекты финансируются из федерального бюджета с использованием Фонда национального благосостояния. Кстати, порт Сабетта тоже строится за деньги РФ», – пояснил Дмитрий Кобылкин.

Из-за падения цен на нефть урезана межрегиональная программа «Сотрудничество». Как известно, она формируется за счет налога на прибыль нефтегазовых предприятий. Однако сворачивать программу регионы не намерены. Другое дело – ее корректировка. «Из 40 направлений, которые были в программе, мы оставили только дороги и инфраструктуру Ямала. Все усилия решили сконцентрировать на одном проекте – строительстве автодороги «Надым – Салехард». Это очень нужный объект, – подчеркнул Кобылкин.

Была приостановлена из-за нехватки средств программа переселения из районов Крайнего Севера. Сейчас финансовая ситуация изменилась. За первый квартал бюджет региона значительно прирос доходами по налогу на имущество. Более 200 жителей Ямала смогут переехать в Тюмень в этом году, воспользовавшись программой переселения. Кстати, когда-то такое количество переселившихся за год считалось нормальным.

Дмитрий Кобылкин напомнил, что за шесть лет реализации проекта в Тюмень с «северов» перебрались около 5 тысяч человек: «Сегодня все коридоры для финансирования программы открыты, и мы ищем новые возможности, – заявил губернатор. – В прошлом нам помогал «Газпром». Но сейчас не все компании способны оказать поддержку. Будем изыскивать финансы из своих средств. Рано или поздно эта программа будет полностью реанимирована, и мы вый­дем на хороший уровень по числу переселенцев».

Жилищное строительство активно развивается и на Ямале. Чтобы успешно трудиться, люди должны иметь комфортные условия проживания. Переселиться наконец из «деревяшек», не безопасных для жизни. В этом году планируется ввести 260 тыс. кв. м жилья.
Журналистов интересовало, изменятся ли приоритеты межрегионального сотрудничества внутри тюменской «матрёшки», о чем на запланированной встрече губернатор Кобылкин будет говорить с губернатором Якушевым?

Тем для обсуждения у них предостаточно. Прежде всего это инфраструктурные проекты. Вложения в дороги, мосты, порты и т.п. могут стать реальным стимулом к развитию производственного сектора. Один из совместных проектов – аэропорт «Рощино».

«Мы развиваем свою авиакомпанию «Ямал» и хотим, чтобы она дислоцировалась в «Рощино». Тюменский аэропорт после завершения реконструкции  должен стать крупнейшим в Западной Сибири. Это самая лучшая точка базирования для нашей компании. Данный вопрос я намерен обсудить с губернатором Владимиром Якушевым», – ответил руководитель округа.

В уставном капитале рощинского проекта  доля Ямала вырастет до 38%, сейчас этот показатель намного ниже. Кстати, в Рощино будут базироваться самолеты отечественного производства, такие, как «Сухой Суперджет-100».

Дмитрий Кобылкин вышел за рамки заявленной темы – межрегиональное сотрудничество. Он также коснулся проблем геологоразведки, сотрудничества субъектов Арктического региона и АПК Ямала.

Кроме нефтегазовой специфики, Ямало-Ненецкий автономный округ активно развивает сельское хозяйство. Правда, оно тоже специфическое. Это оленеводство, напомнил ямальский губернатор. Его развитие он связывает с Законом «Об оленеводстве», где впервые определены государственные меры поддержки оленеводов-частников.

Второе направление – рыборазведение. «На одного жителя Ямала приходится по два озера, – пошутил Кобылкин. – Поэтому заниматься рыбой нам сам Бог велел. К примеру, можем разводить белорыбицу и реализовывать ее как в России, так и за рубежом. Благо у нас есть порт Сабетта».

Есть у ямальского губернатора мечта – восстановить популяцию муксуна. В поселке Харп запущена первая очередь рыборазводного завода по воспроизведению сиговых рыб. Мощность предприятия – 100 млн мальков в год. Первых «деток» выпустят в реку Собь не раньше 2017 года, а первый  полноценный улов попадет в сети рыбакам через 7-8 лет. В Красноселькупском районе озаботились возрождением тайменя.

Дмитрий Кобылкин говорил о перспективах рыбоводства долго и вдохновенно. Но журналисты вернули его на грешную землю вопросом  о выборах. Кто возглавит список кандидатов в Госдуму от Ямала?

«Мы должны создавать почву для доверия власти. Надо работать в течение всего срока, а не активизировать свою деятельность перед выборами. И тогда не будет вопросов, кто возглавит (или не возглавит) список. Люди сами должны решить: если власть их устраивает – надо поддержать, если нет – надо ее менять».

Ольга РАДУТНАЯ


26883