После войны снова вернулся в Тюмень. Был заведующим отделом партийной жизни «Тюменской правды», председателем Комитета по радиовещанию при облисполкоме. Потом снова работал в областной газете, после чего был назначен обкомом КПСС редактором «Тюменского геолога».
Да и на заслуженном отдыхе Александр Прокопьевич не сидит без дела. Он уже много лет руководит университетом общественных корреспондентов города Тюмени. За восемнадцать лет из его стен вышло свыше пятисот рабкоров.
Да, много можно рассказывать об этом человеке, о его жизненном пути… Возьмем лишь несколько мгновений из его военной биографии…
Наступало обычное солнечное утро. Воздух наполнен горьким запахом гари. Александр только что, после долгих похождений по окопам и блиндажам дивизии, вернулся в редакцию и стал писать очерк об одном из командиров, разбирая свои ночные каракули. Вдруг с сопки (а редакция вместе с тылами находилась в ложбине) бежит какой-то солдат и кричит: «Что вы тут сидите – немцы в ста метрах». Поднялась паника и неизвестно, чем бы все кончилось, если бы Александр Фатеев не послал одного бойца в штаб полка. На скате сопки уже показались гитлеровцы, прорвавшие у соседей оборону. Необходимо было срочно что-то делать, и Александр, заскочив в кузов машины с зенитным пулеметом, сделал несколько очередей по немцам – они залегли. Вскоре над ложбиной зависли девять «юнкерсов», сбрасывая свой смертоносный груз. Фашисты осмелели, приподнялись и, теперь уже пригибаясь, подбирались все ближе, благо из штаба послали на подмогу роту автоматчиков. Удалось отбить и вторую атаку. Тут на гребне холма показались три танка и стали обходить с фланга, но выручили артиллеристы, открывшие по ним огонь. Гитлеровцы не смирились с этим. На новый заход пошли три тройки «юнкерсов». Но все до одной отбили атаки. Нелегко далась эта победа. Многие остались на поле боя.
А Александр Фатеев за организацию отпора врагу был награжден своей первой медалью «За отвагу». А вообще-то подобных эпизодов было немало. Приходилось и по танкам стрелять из орудия, и из «максима» строчить по вражеским автоматчикам.
– Не будешь же сидеть в укрытии и смотреть из-за угла. Все равно поможешь артиллеристам, ведь все-таки до войны мне приходилось быть командиром орудия, танка, пулеметного взвода. Почти десять лет в разные годы я служил в армии, – вспоминает А.П. Фатеев. – Но так получилось, что до 1942 года мне не пришлось воевать: ни с японцами в районе реки Халхин-Гол, ни с белофиннами в 1940 году. Да и в начале Великой Отечественной служил в запасном полку на Дальнем Востоке, где готовил для фронта минометчиков и артиллеристов.
Именно отсюда пригласили Александра в редакцию армейской газеты «За счастье Родины». А через три месяца назначили его ответственным секретарем редакции газеты «Боевая красноармейская», которая начала выходит в 204-й стрелковой дивизии резерва Главного Командования. Прошагал Александр Фатеев с солдатским блокнотом пол-Европы от Сталинграда до Праги. И не просто прошагал, а прошел с боями. Недаром же советское правительство наградило его орденами и медалями СССР, а Верховный Главнокомандующий объявил ему десять благодарностей.
На всю жизнь запомнились гвардии старшему лейтенанту эпизоды из фронтовой редакционной жизни. Во время битвы на Курской дуге в типографии заболел один наборщик, а второго послали в тыл за бумагой. Журналисты редакции, в том числе и Фатеев, стали спешно осваивать наборное дело. Приходилось не только собирать на передовой материалы. Писать их и корректировать, макетировать полосы, но и набирать полосы, как говорится, по буковке, в походной типографии, причем не было случая, чтобы газета запоздала с выходом в свет.
Немалый путь прошла вместе с дивизией и редакция: Сталинград, Курская дуга, Харьков, Корсунь-Шевченковская операция на Украине и Ясско-Кишиневская в Молдавии и Румынии. А потом Сандомирский плацдарм в Польше. 10 января 1945 года началось наступление на территории Германии. И в газете появляются лозунги: «Домой – через Берлин!». Уже форсировали реку Шпрее, взяли город Шпремберг, но дивизию внезапно сняли с фронта, отвели на кратковременный отдых. А 1 мая поставили новую задачу – взятие Дрездена. И 8 мая войска были в этом крупном городе. Всюду белые флаги – началась капитуляция фашистской Германии. А сколько было встреч с освобожденными узниками концлагерей, с советскими людьми! Но нужно было спешить. Спешить на помощь чехословацким друзьям, которые восстали против ненавистных оккупантов. Перешли границу – и попали в иной мир. Везде советские и чехословацкие флаги, яркие транспаранты. Продвигались вдоль западной границы, чтобы отсечь отступление врагам. Приходилось Александру бывать в Вене и Бадене – на семинарах военных журналистов. В декабре редакция вместе со своей частью переехала в Венгрию. А в августе 1946 года Александр Фатеев вернулся на родину, домой.
Позади 40 лет мирной жизни, и лишь фронтовой дневник напоминает ему многие мгновения войны, особенно на волжских берегах. Как сейчас стоит перед его глазами вшивый и голодный гитлеровец Отто Зигер. Вот запись из дневника: «Его звериная морда покрыта черным слоем пыли и копоти. На нем летняя куртка, рваные штаны и стоптанные сапоги. Этого немца захватили и притащили за шиворот славные советские разведчики Кулаков и Жатов. Еще совсем недавно Отто Зигер мечтал о завоевании не только Сталинграда, но и Москвы, Кавказа и Урала, он мечтал о порабощении русского народа. Но сорвалось! Попал в наши руки. Он стоит перед командиром дивизии Скворцовым и нехотя отвечает на его вопросы».
Вот на фотографии, сделанной недавно, этот пожилой человек – Александр Прокопьевич Фатеев, имеющий 15 правительственных наград. Ему уже семьдесят восемь лет. Он – глава династии журналистов. Три сына посвятили свою жизнь журналистике: Владимир – ответственный секретарь областной газеты «Тюменская правда», бывший редактор «Тюменского комсомольца», Сергей – собственный корреспондент ЦТ и ВР по Карельской АССР, бывший зампредседателя Комитета по телевидению и радиовещанию Тюменской области, Евгений – комментатор программы «Время» центрального телевидения. Невестка Виктория – редактор радиовещания одного из московских НИИ, внучка Елена – работник Тюменской студии телевидения.
Александр Фатеев – член областного совета ветеранов партии, комсомола, войн и труда, член правления областной организации Союза журналистов. А еще четверо Фатеевых – члены Союза журналистов СССР. Может быть, по стопам А.П. Фатеева пойдут и правнуки. Тогда появится уже четвертое поколение Фатеевых-журналистов.
Андрей ФАТЕЕВ
1985 г.



