Так называли в конце XIX столетия тюменского мецената Прокопия Ивановича Подаруева. Масштаб его благодеяний и сейчас впечатляет. Стоит только упомянуть знаменитое здание на улице Республики, 7, построенное на манер питерских дворцов. Уже несколько столетий памятник зодчества по праву считается гордостью Тюмени. Но немало еще славных дел на счету мецената.
Чай и золото
Капиталы Прокопия Ивановича Подаруева были велики. Примета «деньги – к деньгам» оправдала себя. Сама судьба благоволила нашему герою заняться делом коммерческим и созидательным.
Господин Подаруев родился в 1819 году в деревне Перевалово в богатой семье. Отец его Иван Алексеевич был потомственным Почетным гражданином, основателем конного завода в деревне Гусевой. Вел торговлю в Кяхте, из которой доставлялся в Россию китайский чай. С 1861-1863 г.г. занимал пост городского головы Тюмени. Так что почва для карьеры сына была более чем подготовлена.
Прокопий Подаруев продолжил отцовское дело – чайную торговлю (в 19 столетии это был очень выгодный бизнес), и занялся золотодобычей. Во владении его был конный завод. Состояние этого коммерсанта считалось одним из самых крупных в Сибири.
Прокопий Иванович был постоянным участником Нижегородской, Ирбитской и Тюменской ярмарок. В 1871 году его стараниями в Тюмени организовали ипподром. Прокопий Иванович был членом Императорского Московского общества любителей конного бега. В 1873 году Подаруев организовал выставку лошадей своего завода, за которую Великим князем Алексеем Александровичем ему был подарен бриллиантовый перстень с вензелем Его Высочества.
Не найти даже в Америке
В 1878 году по инициативе генерал-губернатора Западной Сибири Казнакова на личные деньги Прокопия Подаруева начали строить здание для реального училища. За два года возвели настоящий дворец для первого в городе среднего учебного заведения.
В 1885 году в Тюмени побывал американский публицист Джордж (Георг) Кеннан. В 1891-м в Нью-Йорке вышла его книга «Сибирь и ссылка», которая потом увидела свет в Англии и Германии. Иностранного автора особо поразило красивое здание училища, которое по размерам почти вдвое превосходило резиденцию президента в Вашингтоне!
Западный житель был изумлен, читая Кеннана: «Учебное заведение занимает самое большое и красивое здание в городе – солидный 2-этажный особняк из кирпича, крытый белой штукатуркой, по размерам почти вдвое больший, чем резиденция президента в Вашингтоне. Такую школу едва ли где найдёшь в Европейской России, не говоря уже о Сибири; собственно, если поискать и подальше, то такую школу не найдёшь даже в Соединённых Штатах.
В ней есть механическое отделение с паровой машиной, токарными станками и различными инструментами; физическое отделение, снабженное точными приборами, включающими даже телефоны системы Белла, Эдисона и Долбера и фонограф; химическая лаборатория, оборудованная столь совершенно, что ничего подобного я прежде не видел, если не считать Бостонский технологический институт; отделение рисования и черчения; хорошая библиотека и прекрасный музей – в последнем среди прочего хранятся 900 видов полевых цветов, собранных в окрестностях города. Словом, подобной школой мог бы гордиться любой город такой же величины в США».
Известный доктор, Почетный гражданин г. Тюмени Станислав Иосифович Карнацевич в своих воспоминаниях отмечает: «По рассказу моего отца, здание реального училища было построено купцом Подаруевым. Стоило оно ему около 200 тысяч рублей. Это здание он подарил городу, дабы устроить в нем первую в Тюмени среднюю школу». Так и стало: училище выпустило знаменитых учеников, накопило богатую историю. (Сейчас это Аграрный университет Северного Зауралья).
Масштаб благодеяний
Первейший представитель денежной аристократии Прокопий Иванович не скупился на помощь городу и его обитателям. На свой капитал содержал богадельню, построил мост через овраг на Большом городище, жертвовал немалые суммы на устройство переселенцев, бедным погорельцам, школам и сиропитательному заведению (детскому дому). Прокопий Иванович был блюстителем уездного училища, председателем попечительского совета женской гимназии, почетным попечителем реального училища. С другими купцами он хлопотал, чтобы в Тюмень пришла железная дорога.
Не забывал о малой родине. Являлся старостой Никольской церкви села Перевалово, построил для селян часовню и сельское училище.
В 1876 году Подаруева назначили директором отделения Сибирского банка в Ирбите. Во время русско-турецкой войны на помощь Сербии Прокопий Иванович передал чаю на 140 рублей и внес 1911 руб. 78 коп. на нужды армии. В селе Переваловском по его инициативе создали комитет Общества попечения о больных и раненых воинах в составе 40 человек. Самого же Подаруева избрали председателем комитета.
Добрые дела щедрого купца были отмечены многими наградами: знак Общества Красного креста, орден Св. Анны III степени, золотая медаль «За усердие», орден Св. Владимира IV степени. Еще при жизни Прокопия Ивановича одна из улиц города была названа Подаруевской. Неоднократно избирался он гласным городской Думы, трижды становился городским головой Тюмени.
Черная неблагодарность
В конце 1880-х годов из-за недобросовестности компаньонов золотопромышленник Подаруев разорился, последние десять лет вынужден был жить скромно, довольствоваться доходами от своего конного завода. Он не смог в срок оплатить долги и налоги, его имущество продали с торгов. Дума лишила видного и заслуженного человека избирательного права. Николай Мартемьянович Чукмалдин отмечал, что местное общество проявило неблагодарность, могло бы похлопотать за возвращение меценату избирательного права.
Будучи старым и разоренным, Прокопий Иванович, если вдруг по надобности следовало направиться ему в центр города, менял маршрут, чтобы не видеть отнятое владение. В каменном, нарядном, богатом доме на углу Царской уже не ждали бывшего хозяина. Оборвалась счастливая, сытная жизнь. Сердце сжималось от обиды и отчаяния, позора и падения. Часто бывает, когда человек спускается с «небес» на грешную землю и испытывает трудности, от него отворачиваются. Челядь, и та делает вид, будто не знает, нос воротит.
В 1890-х годах здоровье Подаруева совсем расстроилось. В Москве ему сделали три операции. Беда в одиночку не ходит. 23 августа после непродолжительной болезни скончалась его жена. Прокопий пережил супругу на четыре месяца. 21 декабря 1900 года «сиротливо и угрюмо», «в роскошной квартире», «без родных, на руках у прислуги» бывший городской голова и бывший миллионер скончался. «После покойного остались глухонемая сестра и дочь, живущая в Москве».
Отпевали Прокопия Ивановича в Александро-Невской домовой церкви, которая находилась в построенном им Александровском реальном училище. Схоронили в родном селе Перевалово.
В некрологе, опубликованном в «Сибирской торговой газете» 23 декабря 1900 года, написано: «для Тюмени Прокопий Иванович сделал то, что еще не сделал ни один (другой) гражданин». Газета «Сибирский листок» назвала Подаруева «редким сибиряком, благотворителем». Николай Чукмалдин о Прокопии Подаруеве писал: «…Только он, а не кто другой, принёс Тюмени такое большое пожертвование. За это честь и слава ему неотъемлемые».
Фотографии Подаруева история нам не сохранила. Художник
М. С. Знаменский удостоил мецената своим вниманием. Изобразил тюменского аристократа на карикатуре «Прокопий Милостивый» (1860-е годы). Ну, ладно, хоть так. Но почему бы в наше время не установить мемориальную доску на здании бывшего Александровского реального училища?
Осталось после Подаруева в наследство городу его недвижимое состояние. Деревокаменный особняк пребывает в бодром состоянии на Семакова, 36, а с каменными домами судьба распорядилась своеобразно. Любил человек деньги, деньги и прописались на место жительство – в них открылись кредитные учреждения. На улице Ленина, 26 банк и поныне работает. В доме на Челюскинцев, 38 в 1898 году был устроен Сибирский торговый банк, в советское время прописалась известная Сберкасса (лишь недавно поселилось БТИ).
Наш герой испытал бедность и забвение. Не приведи, Господь!
Шаг в бессмертие
После революции имя мецената Подаруева замалчивалось. Для большевистской власти он был эксплуататором, буржуем. Улицу, названную его именем, в 1922 году переименовали в Семакова. В своих дневниках Александр Блок отмечал: «Буржуем называется всякий, кто накопил какие бы то ни было ценности, хотя бы и духовные. Накопление духовных ценностей предполагает предшествующее ему накопление матерьяльных».
Выходит, чем больше богатых, тем лучше для города. Деньги жертвуешь – польза для общества и самому слава.
НА СНИМКАХ: карикатура художника М. Знаменского; бывшее Александровское училище.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/