Пресс-обзор
Но главное – не нужен человек, который бы одним своим именем бросал тень на выборный процесс
В конце марта по стране прокатилась управляемая волна политической активности: состоялись съезды старых партий, появилась одна новая, сменилось руководство ЦИК: «волшебника» Владимира Чурова сменила правозащитница Элла Памфилова.
В обновленную избирательную комиссию также не вошли заместители Владимира Чурова Станислав Вавилов и Леонид Ивлев. Они считались идейными вдохновителями чуровского избиркома. Тогда как среди новых членов избиркома по президентской квоте, кроме Эллы Памфиловой, присутствуют и правозащитники, и представители непарламентских партий. «Конец эпохи волшебника» – самый популярный заголовок в СМИ.
Владимир Евгеньевич Чуров возглавлял ЦИК без малого девять лет. В 2007 году он стал членом Центризбиркома по квоте Госдумы, в 2011-м был назначен указом президента. В должности главы Центризбиркома Чуров четырежды проводил выборы: дважды – думские и столько же раз – президентские. Он обеспечил весьма приличный результат партии власти: в 2007 году «Единая Россия» получила 315 мандатов в Госдуме из 450, а в 2011-м – 238 мест.
Это были «еще те выборы» – страна увидела многотысячные митинги в Москве и Болотную площадь как некое явление, с которым и власть, и та же интеллигенция не знали, что делать.
Президент Дмитрий Медведев так прокомментировал деятельность Владимира Чурова: «Вы же волшебник почти. Вас так некоторые лидеры партий называют» (6 декабря 2011 года на встрече с Владимиром Чуровым в Горках), напоминает «Коммерсантъ».
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов по обыкновению прозаичен: «Если говорить о господине Чурове, то он оказался прикрытием всех этих безобразий и делает вид, что «все хорошо, прекрасная маркиза». Я заявил о том, что выборы нелегитимны. Тогда Чуров прислал мне письмо, где говорит о сдаче нами мандатов» (8 декабря 2011 года в материале пресс-службы партии).
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, имеющий привычку говорить то, о чем другие думают, предельно эмоционален: «Вы фальсификаторы, Чуров, вся ваша Центральная избирательная комиссия – фальсификаторы! Все 94 тысячи комиссий, миллион человек! Вы заставляете фальсифицировать выборы каждый день, каждый час, вы подкупаете их!» (27 января 2012 года на заседании Госдумы).
Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов несбыточно мечтателен: «Отставка Владимира Чурова могла бы стать символом начала перемен и реальной борьбы с нарушениями на выборах. Но Чуров не единственный, кто должен ответить за нарушения на выборах. Чуровы сидят сегодня в сотнях и тысячах комиссий всех уровней» (12 января 2012 года в блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы»).
Бывший глава Центризбиркома Александр Вешняков в одном из интервью так прокомментировал думские выборы 2011 года. В качестве примера честных выборов он привел кампанию по выбору мэра Москвы. «Я не идеализирую эти московские выборы, но это намного лучше, чем выборы в Госдуму, после которых произошла Болотная площадь, потому что выборы, после которых люди выходят на площадь, – это провал, это результат массового недоверия к выборам и к их результатам. И это очень печально», – сказал Вешняков.
И вот, что называется, сбылось. Идти на сентябрьские выборы Государственной Думы 2016 года с таким председателем Центризбиркома власть уже не могла. Заместитель руководителя администрации президента – пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал отставку Владимира Чурова следующим образом: «Это был выбор главы государства. Есть и ротационные моменты в этом. Это совершенно нормальный, естественный ротационный процесс. Вы видите, что спектр президентских назначенцев в ЦИК достаточно широкий – я имею в виду политический спектр. Там представители и непарламентских партий, и парламентских фракций с самым широким разбросом политических взглядов, с очень богатым опытом в различных областях».
В принципе, понятно, хотя «совершенно нормальный, естественный ротационный процесс» в данном случае звучит несколько неуклюже. Но Дмитрий Песков не Георгий Сатаров (пресс-секретарь Бориса Ельцина), для Пескова сойдет (видимо, для этого и держат).
Журналист и политолог Георгий Бовт подробно растолковывает на Business FM, с чем связан уход Владимира Чурова: «Чуров сделал свое дело, Чуров может уходить. Он был полезен на определенном этапе развития избирательной системы, сейчас, очевидно, предусматривается другой этап. «Волшебники» не нужны, но главное – не нужен человек, который бы одним своим именем бросал тень на процесс. Нужна некая свежая фигура, которая придала бы этому процессу больше легитимности. Дело в том, что Чуров превратился за это время в определенный символ, и на нынешних выборах такой символ будет лишним. Он помешает воспринять итоги выборов правильно. Все-таки не ЦИК, как бы это ни показалось многим странным, решает исход голосования. Это делается на телевидении, это делается путем допуска или недопуска каких-то людей к телеэкрану, путем допуска их по форме подписей или иными способами. Этот механизм уже отработан, и изменить его Памфилова не может, не от нее зависит – это законодательство. Она теперь государев человек, к тому же, я думаю, верит в то, что она на этом посту будет полезна и будет выполнять свою работу искренне и добросовестно, как она старалась делать на посту уполномоченного по правам человека. Говоря о будущем Чурова, он хорошо пишет книжки про танки, про войну, фантастику читает. Если совместить про танки и фантастику, я думаю, что ему просто цены не будет на литературном рынке».
Специальный корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников делится своими впечатлениями от беседы с экс-председателем ЦИКа Владимиром Евгеньевичем Чуровым сразу после его официальной отставки.
«Удивил, конечно, глава Центризбиркома, потому что, с одной стороны, это четвертый человек в государстве. В течение такого длительного времени, самого длительного времени среди всех других глав Центризбиркома, он занимал эту должность, при этом он ну более чем скромно живет. Он мне показал свою машину, машина оказалась KIA Rio, совсем небольшой домик, почти вся мебель из IKEA, даже рабочий стол.
В рабочем кабинете мы поговорили, и он в какой-то момент признался, что его все устраивает: полдома у него есть, собака есть, жена есть, дети есть – что еще вообще человеку для счастья нужно? Он говорит про это честно, но предложи ему, и он подтвердил, предложи ему сейчас Владимир Владимирович Путин поработать еще где-то – и все, и уйдет с головой в эту работу».
Были для журналиста и «производственные новости» от Чурова «с избирательных участков». Чуров рассказал, что «существовала и существует идея установить и в самом ЦИКе, и на избирательных участках, на выборах, ведомственную охрану, «и это такая серьезная вещь, до сих пор ведь участки охраняла полиция». Еще одна новость связана с его позицией по сентябрьским выборам, тоже по обеспечению безопасности на этих выборах, но за границей. Не очень понятно, как пройдут выборы на Украине, например. Журналист предположил, что на Украине они никак не пройдут. Владимир Чуров не согласился, он сказал, что это все решаемые вопросы, и эти обеспокоенности он довел до сведения нынешнего главы ЦИК Памфиловой.
На вопрос, как Чуров относится к тому, что в свое время его назвали «волшебником», он сказал: «Да, я, может, и волшебник, но на самом деле результаты многих выборов предсказать несложно, и я добрый волшебник, а не злой волшебник».
Владимир Евгеньевич Чуров уходит не то чтобы плохо, но и не как заслуженный руководитель – без приема в Кремле, без официальной благодарности и тем более без церемониального награждения. Его время прошло.
Что же до нового председателя, то Элла Памфилова относится к системным либералам. Тем не менее, судя по ее долгой карьере, она считается вполне договороспособным политиком, склонным к компромиссу, ее принимают и, главное, слышат наверху. Понятно, что власть не ждет от нее неприятных сюрпризов в сложной кризисной обстановке. Что касается гражданского общества, то ему явный сигнал – выборы будут честными.
«Человек из тусовки системных либералов, плоть от плоти, кровь от крови, занимает пост главы ЦИК, так что, будьте любезны, скажем так, доверять тем действиям, которые она предпринимает. Это нужно для того, чтобы легитимизировать итоги выборов и дистанцировать избирательную кампанию 2016 года от избирательной кампании 2011 года. Надо, чтобы было логично – «извините, пришел совершенно новый человек, причем из вашей тусовки, так что не нужно проводить параллели между 2011 и 2016 годами», – поясняет политолог Павел Салин.
Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьяц считает, что приход Памфиловой – сам по себе положительный сигнал, а что будет дальше – посмотрим:
«Нужно есть слона по частям, то есть первый этап этих выборов – это ЦИК, это министерство выборов. Безусловно, от него не все зависит, как даже в нашей стране не все зависит от президента – есть масса других людей, которые принимают решения на более низком уровне. Но это достаточно хороший положительный сигнал к тому, чтобы начать какие-то перемены к лучшему. Теперь все тот же вопрос – участие в думских выборах ПАРНАСа, «Яблока», ярких одномандатников и других кандидатов, которые не всегда одобряют генеральную линию. Допускать их или нет – не все зависит от Центризбиркома. Можно предположить, что власть все-таки не хочет повторения 2011 года, и тому есть конкретные доказательства: в 2013 году Алексея Навального прямо из тюрьмы допустили до выборов мэра Москвы, и в итоге он показал неплохой результат. Правда, больше он баллотироваться не сможет. В принципе, и к прошлогодним региональным выборам не было больших претензий. С другой стороны, и больших сенсаций тоже не было – победили те, кто и должен был победить».
Сергей ШИЛЬНИКОВ, Евгений КРАН /рис./