Время выбирать профессию

День открытых дверей

Путешествие в глубь… молекулы

Весна – время традиционного выбора профессий. Будущие актёры стремятся в театры, в колледж искусств, в академию культуры. Будущие журналисты – в редакции телекомпаний, электронных информационных агентств, газет и журналов. Молодёжи с инженерной особинкой – дорога в технические вузы. Многополосная.

Одним интересно дома строить, другим – дороги, третьим интересно – из чего всё сделано. Из какого вещества построены земные вещи. Для таких в Тюменском нефтегазовом университете специальная экскурсия подготовлена. Самым дотошным открываются двери в святая святых – есть при кафедре материаловедения особая лаборатория, где царствует безраздельно покоритель малых пространств – Его Величество электронный микроскоп. Он же и чернорабочий современной науки. А при царствующей особе, как водится, «придворный» – оператор Вадим Чернышов. Он охотно раскрывает гостям все «дворцовые» тайны.

«Сколько чертей может поместиться на кончике иглы?» – над таким вопросом ломали головы европейские богословы в мрачную эпоху Средневековья. В светлую эпоху господства науки этот отвлечённый вопрос неожиданно обретает  абсолютную конкретность.

Глядя на кончик иглы, увеличенной в десять тысяч раз, понимаешь, что на этой обширной арене, чертям не к чему моститься. Простора хоть отбавляй! Здесь им можно устраивать спортивные состязания по бегу за грешниками, причём в придачу к стадиону места хватит и для зрительских трибун. В микромире свои законы, свои пейзажи, свои герои. Здесь  любознательным легко подарят свои портреты крупным планом атомы и молекулы – неуловимые невидимки в недалёком прошлом. Да что там портреты! В придачу к изображению компьютер выдаёт подробное досье любого предмета, помещённого под микроскоп.

И пример – вот он. Как нельзя более кстати. Учительница, руководитель ребячьей экскурсии, поделилась было своими сомнениями относительно ценности своего старого колечка, оставленного бабушкой в наследство. За язык даму не тянули. Учёные – люди конкретные. Подать немедля кольцо сюда – под электронный микроскоп. И тут же перед глазами ее изумлённых  питомцев на компьютерном мониторе является полный расклад – из каких элементов Периодической системы Менделеева состоит семейная реликвия.

– Назовите-ка мне, друзья, химические элементы, входящие в состав алмаза? – пользуется попутно случаем для экспресс-экзамена профессор Илья Моисеевич Ковенский. Разведка боем, глядишь, и поможет в подборе будущих кадров. Заметьте, во множественном числе произносит слово «элемент» коварный профессор.

– Всего один, – не поддаются на провокацию девчонки из 22-й школы. – Углерод.

– А теперь взгляните на монитор, – одобрительно кивает профессор.

На экране красуется знакомый значок С.

– Хорошее наследство вам бабушка оставила, – говорит профессор учительнице. – А теперь выясним, из какого материала сделана сама оправа.

Манипуляции с кольцом повторяются. Результаты не заставляют себя ждать. Золото – всего 60 процентов. Остальное …медь.

– Не пугайтесь, ради бога! – торопится раскрыть карты профессор, увидев вытянувшееся лицо учительницы. – Украшения никогда не делают из чистого золота. Любой материаловед знает, что витрины ювелирных магазинов украшают…сплавы. Из-за мягкого «характера» золото в одиночестве быстро износится и исчезнет. Но медь придаёт ему необходимую твёрдость. При этом не теряется  его «драгоценный» жёлтый цвет. Хотя сейчас есть и белое золото, и розовое. Это значит, вместо меди его разбавляют другим металлом – никелем, к примеру. Так что колечко ваше настоящее, без всякой подделки…

После столь авторитетного вердикта учительница спокойна. Время экскурсии исчерпано. Ребятня уходит под впечатлением от увиденного и услышанного. Они узнали сегодня, в каких важных отраслях востребованы материаловеды. Это и аэрокосмическая промышленность, и нефтегазодобывающая, и машиностроительная. Кто-то уже сегодня наверняка всерьёз призадумается о выборе своей будущей профессии.

Леонид ТКАЧУК /фото автора/

  


26389