Послушайте, как бьется сердце Бога

Эти строки я адресую тем, кто пока блуждает во тьме в поисках некоего космического Начала, всеведущего и вездесущего. Или же к тем, кто верит в Бога в глубине души, но не идет к Нему. Послушайте, как бьются ваши сердца! Их стук недолог. Хватает какой-то ничтожной величины – ​века – ​чтобы за столь короткий срок с лица Земли стерлись несколько поколений вашего рода.

Кто-то вздохнет: «Ничего не поделаешь.C´est la vie». Но это не так! Там, за чертой, наши души обретают бессмертие, если только здесь мы захотим одного – ​пойти за Ним. Почему об этом рассказываю вам, маловерящим и сомневающимся? Да потому, что мы – ​одного поля ягоды, сама года два назад была такой. Тлела житейскими попечениями. Ничем особо не обременялась. Хотя нет. Что-то уже витало над прельщенной миром душонкой. Смерть матери.

Мама умерла десять лет назад, и я до сих пор чувствую, насколько велика эта потеря, незарастающая рана в сердце. Перед уходом в Вечность человек не может врать. Смерть – ​индикатор нашей честности и духовных устремлений. Поэтому для меня, закоренелой язычницы по укладу жизни, ее слова о Боге стали даже не откровением – ​потрясением, той самой евангельской закваской, которую «женщина положила в три меры муки, доколе не скисло всё». «Верьте в Бога. Любите Бога! – ​сказала мама буквально за считанные дни до кончины. – ​Там меня уже ждут». Ей, в прошлом ярой коммунистке, преданной заветам Ильича, думаю, ой, как нелегко было принять Господа, а вместе с Ним и православие. Однако это произошло. И не иначе как по Промыслу Божию.

Образ «скисающей закваски» очень точно отражает духовное перерождение всякого, кто желает спастись. У кого-то на это уходят месяцы, у кого-то – ​годы. Мне, по крайней мере, понадобилось целых восемь лет, чтобы после признания Бога сознательно переступить порог православного прихода и еще год – ​чтобы начать исповедоваться и причащаться. Попробовала было ходить на богослужения со старыми подругами, но на почве веры появились разногласия. Одна близкая приятельница как-то в разговоре даже бросила: «Все равно всех червяки съедят!». Что ж, каждый делает свой выбор – ​живу быти или съеденным трупными червями. Все зависит от степени веры. Меня, например, в этом плане впечатлил пример ныне покойной директора института мозга человека РАН Натальи Петровны Бехтеревой. Всю жизнь она, атеистка по убеждениям, искала ключик к тайнам человеческого ума, а на закате лет призналась, что поверила в Бога и «имела случай лично убедиться в возможностях религии». Так что ларчик открывается просто. Если есть хотя бы единственный шанс после неизбежного исхода «остаться живу», надо хвататься за него, как за последнюю соломинку.

Иные могут возразить: «Души никто не видел. А тело тленно». Так ведь и сознания никто не «ущупал»! А что касается ее весомого состояния, то в ряде научных институтов, в частности, в «вотчине» той же Бехтеревой, ученые доказали существование души как некоей субстанции. И даже в граммах измерили. Но важно осмыслить ценность, а точнее, бесценность ее на весах Богопознания и тленность тела. Не надо цепляться за физическую свою оболочку как самоцель. В могилу с собой никто ничего не унесет. Свой диалог с Вседержителем нужно строить на основе не «здесь и сейчас», а «там и навсегда», окончательно разобравшись в хитросплетениях ра­зума и души. Крепко держась за ризу Христову. И помогут в этом как чтение богословских и святоотеческих трудов, так и беседы со священниками и участие в богослужениях.

Православие – ​вероисповедание, корнями проросшее на Руси, это религия наших предков и в этом смысле лично мною воспринимается именно как «риза Христова». Жалею, что поняла это поздно. Сколько времени потрачено впустую! Общество, зацикленное на потреблении, не дает и не может дать осознания необходимости нравственного очищения. В мутной воде не ловится рыба. Помните изречение преподобного Марка Подвижника о том, что «всех зол предводитель есть неведение, второе же по нем есть неверие».

Вера... Перефразируя великого поэта, можно воскликнуть: «Как много в этом слове для сердца русского слилось. Как много в нем отозвалось!», ибо она, как золотая середина между безверием и фанатизмом, дает нам силы жить полноценной жизнью, духовно возрастать, творить, любить, помнить о смерти не как о неизбежном крахе всех планов, а как о начале нового – нетварного – пути. Вера удерживает нас от разрушений и хаоса. Вера, как крылья ангела, уносит нас в небо. Отягощенные земным бременем, мы давно уже перестали верить так, как верили первые христиане, святые, мученики, подвижники. А жаль. Ибо, испорченная соблазнами и комфортом, всякая душа все же тянется к свету и «чистотою возвышается». Не случайно даже маловерам так хочется где-то там, во Вселенной, что-то этакое уразуметь и принять, и где-то тут, на кухнях, на природе и в путешествиях, неловко, крадче вспомнить о Боге.

Не стоит стыдиться этого. Впервые произнеся молитву мытаря: «Боже, буди милостив ко мне, грешной!», почувствовала, как возрадовалась душа. Он любит всякого. Он зовет всех. Так почему порой боимся откликнуться на этот зов? Знаете, я до сих пор поддерживаю теплые отношения с двумя бабушками-божьими одуванчиками. Одна из них, Антонина Сергеевна Куклина, – ​подруга мамы, Лины Нестеровны Тенюниной, другая – ​Мария Гавриловна Загваздина – ​подруга ее сестры и моей крестной, Любови Нестеровны Тенюниной. Обе признают Бога, но стесняются молиться и креститься. Свою веру они закутали в кокон суеты сует и вместо того чтобы живиться ею как лекарством, горстями глотают таблетки и пьют микстуры от всяких там болячек и страдают от житейских невзгод. Богу в их душах отведен скромный уголок. «Неудобно причинять беспокойства», – ​под этим оправданием бабулек прячутся все тяготы бренного их существования. И каких же неимоверных усилий стоит сковырнуть коросты с бедных душ, так стремящихся к свету, но ослабевших и трепыхающих в паутине повседневных забот.

Все мы в той или иной степени духовные инвалиды. Страна духовных слепцов и карликов. Государство мытарей и фарисеев. В канун недели об этих библейских персонажах весьма кстати вспоминается притча о том, как же все-таки милостив Господь к тем, кто обращается к Нему за помощью. Когда мытарь и фарисей зашли в церковь, первый молился Ему, не смея поднять глаз к небу, второй, кичась тем, что он не такой, как все эти разбойники, прелюбодеи, мытари и прочие, возносил хвалы Богу. Кого из них более оправдал Христос? Мытаря, ибо «возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий – ​возвышен». Давайте и мы будем помнить об этом, когда обратимся к Богу. Только оставив наконец позади все сомнения и страхи, нерешительность и ложную стыдливость, можно услышать, как ваше сердце бьется в унисон с сердцем Того, Кто любит нас.


25870