Среди средств реабилитации маленьких пациентов набирает популярность иппотерапия
Радослав ВАСИЛЬЕВ
Алена ШОРОХОВА /фото/
То, что животные способны оказывать положительное воздействие на здоровье человека, не является новостью. Есть даже официальное направление в психологии и медицине, называемое анималотерапией, которое изучает, каким образом и какие животные нам помогают. Одно из «ответвлений» анималотерапии – иппотерапия, то есть использование в качестве «лекарства» лошадей и верховую езду.
Иппотерапия облегчает жизнь и детям-инвалидам, и их родителям. Она требует от пациентов концентрации внимания, осознаваемых действий, умения ориентироваться в пространстве. Именно их сочетание и создает уникальную терапевтическую ситуацию, присущую исключительно этому методу реабилитации.
Занятия верховой ездой показаны при гиперактивности, нарушениях опорно-двигательного аппарата, синдромах Ретта, Дауна, ДЦП, неврозах, аутизме, задержках психического развития, нарушениях координации, отсутствии или нарушениях речи, зрения, полиомиелите и других заболеваниях. Есть и противопоказания. Это сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, нестабильность тазобедренных суставов, остеопороз и др.
Площадок для занятий иппотерапией в Тюмени две: конный клуб «Линия жизни» на Тюменском ипподроме и Центр адаптивной верховой езды «Феникс».
К здоровью – верхом на лошади
Тюменка Наталья привозит в центр «Феникс» дочку Машу. В семь месяцев девочке поставили диагноз ДЦП. Сейчас ребенку год и десять месяцев.
– Мы начали заниматься иппотерапией не так давно. Сама я ни разу на лошади не сидела, и первой у нас в семье верхом на ней прокатилась Маша. По мнению врачей, главное для девочки – тренировка вестибулярного аппарата. Дважды в неделю по двадцать минут. Сейчас она уже сама держится в седле. Абонемент на восемь занятий стоит 3,2-3,5 тыс. рублей, – рассказала Наталья.
Не про скакуна, но по теме
В ходе разговора моя собеседница обратила внимание на такой момент. Допустим, ребенок, которому оформили инвалидность, получает 12 тысяч рублей. По уходу за ним матери могут еще назначить выплату. Но при этом родительница должна подтвердить, что нигде не работает, то есть уволиться с работы. Без финансового достатка и ежедневного ухода ребенок-инвалид стопроцентно не поправится. Но инвалидность могут и не подтвердить. И тогда у ребенка не будет пенсии, а у матери – работы.
В системе оказания государственных медицинских услуг детям-инвалидам иногда после курса занятий делают в карточке такую запись: «Ребенок реабилитирован...». Так, да не так. Занятия с логопедами, психологами, игротерапевтами, специалистами по массажу, безусловно, нужны. Но реабилитированным ребенка можно считать лишь после того, как он встанет на ноги и будет полностью здоров, или хотя бы сможет обходиться без посторонней помощи. А на такую реабилитацию зачастую уходят годы и даже десятилетия.
Найти своего ангела
В Центре адаптивной верховой езды «Феникс» занятия иппотерапией проводятся и для детей, и для взрослых. Руководит центром Алена Шорохова. Она является инструктором по лечебной верховой езде, владеет специализациями по медицинскому массажу и иглорефлексотерапии, су-джок терапии. С каждым ребенком в среднем занимается по двадцать минут и в будни, и в выходные дни.
– Нашего мерина зовут Серко. Ему 15 лет. Серко замечательный лекарь, хорошо воспринимает плохую энергетику и передает ее земле. К каждому ребенку подход индивидуальный. С Машей мы пока что работаем над посадкой. Она маленькая, неусидчивая, любит вертеться. И эта степенность, которая есть у лошади, постепенно передается Маше. Бывают, наоборот, малоподвижные дети. И тогда мы работаем уже в другом ключе, – рассказывает иппотерапевт.
– Алена Сергеевна, а Серко чувствует себя «врачом», он знает, что у него ответственная миссия?
– Для лошади, в первую очередь, это очень тяжелая работа. Поэтому не каждая выдерживает, поскольку быстро устает от общения с больными детьми. Для занятий иппотерапией она должна быть спокойной, флегматичной, степенной, терпеливой. Ей нужно уметь монотонно шагать по кругу, позволять себя трогать. Мне кажется, Серко относится к детям заботливо, жалеет своих всадников. Если чувствует, что ребенок начинает заваливаться на бок, он останавливается, ждет, когда подоспеет помощь.
– Занятия проводите круглый год?
– Да. Отменяем только в дождливую погоду и при температуре ниже минус 20 градусов. Занятия проходят под открытым небом, на лужайке, вблизи леса. Некоторые родители, вырвавшись из каменных джунглей, тоже получают здесь массу удовольствия. Так что реабилитируем и детей, и их родителей.
– А есть критики данного метода?
– Некоторые сомневаются в его действенности, пишут о том, что это не медицинский способ оздоровления. Я отвечаю: не важно, медицинский он или нет, главное – чтобы помогал. К слову, не всякая таблетка, хоть она исследована и показана к применению, может помочь пациентам. Так же и с верховой ездой: если кому-то она помогает, значит, должна использоваться в качестве одного из методов реабилитации. В Европе ее применяют уже более 20 лет. Там созданы центры лечебной верховой езды, предлагающие реабилитацию с помощью лошадей для клиентов всех возрастов, страдающих самыми различными заболеваниями. Причем в Нидерландах, Швеции и Великобритании этот метод находится под покровительством королевских семей, и они гордятся тем, что возвели его в ранг дела государственной важности. Только в Польше создано около 30 подобных центров.
Эффект от иппотерапии
По словам Алены Шороховой, иппотерапия отличается, прежде всего, уникальностью реабилитационного влияния. Во время занятий верховой ездой положительное воздействие происходит как на физическую, так и психоэмоциональную сферу пациентов. Нормальная температура тела лошади выше человеческой на один-полтора градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, усиливая кровоток во всем организме.
У лошади есть три аллюра: шаг, рысь, галоп. При езде рысью пациент за 10 минут приподнимается в седле до 500 раз, при этом почти все группы мышц включаются в работу. На шагу лошади – основном аллюре, применяющемся в иппотерапии, – лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, которые в свою очередь передаются всаднику, что очень полезно. Это способствует формированию мощного мышечного корсета, нормализации кровообращения спинного и головного мозга. Хорошо подготовленная лошадь, воздействуя своим биополем, дает всаднику ощущение стабильности. И это основа для снятия страхов у детей. Особенно тех, чье восприятие картины мира нарушено. Находясь в седле, ребенок попадает как бы в 3D пространство: ему постоянно приходится искать равновесие. Нечто похожее происходит с только что родившимся ребенком, попадающим в совершенно новую систему координат. Таким образом, у ребенка, особенно с ДЦП, проходит страх перед своей неуклюжестью и, как следствие, уменьшается мышечное напряжение.
Иппотерапия во всем мире считается одним из лучших способов социализации детей, страдающих аутизмом. Лошадь становится связующим звеном между внутренним миром ребенка и окружающей реальностью. При занятиях иппотерапией дитя остается внутри своего, безопасного и привычного мира, но в то же время вынужден взаимодействовать с окружением.
В восторге от лошадей и гиперактивные ребятишки. Они становятся более спокойными, умеренными в движениях, в речи, расположенными к дневному сну.
– Иппотерапия вызывает у детей массу эмоций, ощущений, переживаний, способствует восстановлению нарушенных нервных связей, проведению нервных импульсов. А это же развитие высших отделов коры головного мозга, его глубинных структур, активизация двигательной активности. Они с радостью рассказывают друзьям о своих любимцах, с удовольствием рисуют лошадей. Наверное, это единственный вид реабилитации, когда пациент может и не догадываться о том, что лечится. Важнейший результат наших занятий – это плавный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь, – подчеркнула Алена Шорохова. – Для этого и трудимся!



