Страницы нашего кино

В Тюменском музее изобразительных искусств открылась выставка, посвященная началу объявленного в России Года кино. Авторы проекта представили художественный ряд, имеющий отношение к фильмам в разных ипостасях, и наглядно доказали: «Кино – ​искусство», как и следует из названия. Здесь есть портреты, эскизы, фотографии и даже скульптура. А на экране демонстрируются популярные советские картины. Когда мы пришли, показывали «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрея Кончаловского. Признанный шедевр, к сожалению, практически неизвестный новому поколению.

Выставка интересна и киноманам, и молодежи. Для нас она возможность еще раз прикоснуться к любимым фильмам, увидеть знакомые журналы, такие, как «Советский экран» или графические эскизы известных мастеров, благодаря которым и рождались эти ленты. Юных же зрителей ожидает множество открытий. Они узнают, с чего начинается кино, кто стоял за кадром известных картин. И, может быть, заинтересовавшись, отыщут их в Интернете и посмотрят. Ведь не секрет, в умах этих ребят только голливудская продукция. Я ее тоже люблю, но выборочно. И всегда удивляюсь, как так получилось, что почти никто, даже из моего окружения (не в обиду друзьям), не видел «Гамлета» с Иннокентием Смоктуновским, одним из лучших исполнителей принца Датского. Фильм режиссера Григория Козинцева получил множество престижных наград. В их числе нет «Оскара», но это ничуть не умаляет заслуг картины. В музее можно познакомиться не только с эскизами к «Гамлету», но и с афишами, подготовленными для международного показа, а также с журналами, посвященными исполнителям главных ролей. Кроме уже упомянутого Смоктуновского, это Анастасия Вертинская, Андрей Толубеев. «Гамлет» тоже будет демонстрироваться по ходу выставки. Планируются и лектории о советском кинематографе, о вкладе в него наших земляков. Возможно, экспозиция будет дополняться. Чтобы посетить такие встречи, необходимы заявки от групп, все будет зависеть от количества желающих.

Выставка построена так, что, двигаясь по ней, попадаешь в разные эпохи. Вот альбом с фотографиями звезд 30-40-х годов. Когда-то почти в каждом доме был такой же. Традиция собирать открытки с актерами продолжилась и позднее. Ко мне от мамы перешел альбом со звездами уже 60-70-х годов. Эпоха оттепели представлена «Гамлетом» и лентой Кончаловского, которая шла в тот момент на экране. По надписям на эскизах узнаем, как во время работы над сценарием менялось его название. И опять журналы, теперь посвященные Ие Саввиной. Как известно, в остальных ролях снимались простые деревенские жители. Фильм черно-белый, это можно понять уже по эскизам, они монохромные.

Любимое всеми произведение Эльдара Рязанова «Необыкновенные приключения итальянцев в России» тоже сначала обретало формы на эскизах. И какой разительный контраст с предыдущим фильмом: тона пастельные, образы яркие. И зрители сразу узнают знакомые сцены – ​клетку со львом, кухню в квартире героя Андрея Миронова. Рядом информация об актере, хотя сомневаюсь, что есть человек, который бы его не знал.

Бюст Армена Джигарханяна появился в нашей коллекции случайно и теперь пришелся как нельзя кстати. Сделали нарезку кадров из его лент, благо выбор огромный, Армен Борисович снялся в более чем ста картинах, озвучивал мультфильмы. Выставку дополняют портреты режиссера Веры Строевой, актрисы Елены Андерегг, теперь практически забытой, но некогда популярной, актера Николая Гриценко. Можно увидеть любительские видеокамеры и проекторы, непременный атрибут кинематографа ХХ века. По словам куратора Татьяны Сергейчук, коллекция, пусть и небольшая, собралась в 80-х годах, но долгое время хранилась в фондах музея. И вот теперь появился отличный повод показать ее публике.


25653