Сатурн почти не виден,

или автозимник – ​трасса для лихих и отважных

Две трети территории России находится в зоне вечной мерзлоты. Ещё долго нам суждено уживаться с автозимниками. Вот свежее сообщение с Ямала: открыты и в полной мере действуют сезонные трассы по маршрутам Салехард–Надым, Уренгой–Красноселькуп, Лабытнанги–Мужи–Азовы–Теги, Аксарка–Салемал–Панаевск–Яр-Сале. Общая протяженность зимников в пределах границ ЯНАО превышает 836 километров. Работает ледовая переправа через Обь Салехард–Лабытнанги. В Югре тоже всё сделано по поддержанию состояния временных дорог, открыты 79 ледовых переправ.

...И тут «запел» мой сотовый. Заместитель генерального директора АО «ТОДЭП» Алексей Павлов сказал:

– Выезжаем в Заболотье, предстоит объезд автозимников.

Так называемое Заболотье в регионе представлено довольно обширно, охватывает пять районов: Вагайский, Тобольский, Нижнетавдинский, Уватский и Ярковский. Итак, до Тобольска 246 километров, по зимникам – ​224, итого 478 км. По сибирским меркам путь недалекий.

Мы уже на месте. Проверяем ледовую переправу через речку. Зимник без ледовой переправы – ​что справка без печати. Ребята с якорями на кокардах и рукавах бурят лед на речке – ​я почему-то подумал, что это флотские мужики. Нет, оказывается, ГИМС – ​Государственная инспекция маломерных судов, входящая в уважаемую систему МЧС. Короче, надо определить толщину льда. Исходя из этого, устанавливается грузоподъемность переправы. Кто платит, тот и танцует девушку. А заказчиком является Управление автомобильных дорог, его здесь представляет главный специалист Управления автомобильных дорог Владимир Петрович Федорчук. Он, кажется, и руководит процессом. Всё делается мускульной силой дорожного рабочего Димы Пичмана, от него пар струится в сиреневые заболотские небеса.

Вдруг почувствовал на своем плече тяжелую руку – ​и коренастый мужчина, ​депутат районной Думы Урамаев Ринат Ильясович, ​протянул два-три листочка – претензии к дорожникам. К депешам мы ещё вернемся, пока некогда. Я веду сложные математические расчеты: на каждой переправе ребята из ГИМСа пробурили несколько лунок. В одной толщина льда 53 сантиметра, в другой – ​64, далее соответственно 61, 62, 57... В среднем получается 60. В принципе на не широкой речке можно разрешить движение колесных машин массой в 20 тонн. Смотрю, мужики чехлят прошлогодние дорожные знаки «20 т», тут же монтируют знаки «3 т».

– Переправа-то выдержит и двадцать тонн, – ​комментируют спецы, – ​а вот зимник слабоват.

Дорожники Тобольска изошли белой завистью к коллегам из федеральных трасс «Вилюй» и «Колыма», где температура вяло топчется у столбика с отметкой минус 40.

Я – ​битый человек в плане зимников. В начале освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса такого насмотрелся: бывало, среди зимы техника с концами, бесследно уходила в трясину. А тут даже не заметил, как наша легковушка с асфальта съехала на грунтовку.

...Заболотье погрузилось в ночь. Белая Медведица, моргнув напоследок звездным глазом, отравилась почивать. Пропал из поля зрения окутанный одеялом облаков Млечный путь. Почти не виден Сатурн. С неба посыпалась крупа типа ненавистной мне с армейских пор перловки. Километров за двести по зимникам мы уже проехали, пора бы по домам. Но дальнейшее затеяло ответственное лицо из Управления дорог – ​Владимир Федорчук:

– Да, темноватенько. Но давайте ещё проедем чуть-чуть, чтобы на завтра меньше осталось.

Глядишь, не согласились бы на авантюру. Но из-за поворота показалась легковушка, простенькая «шестерка» родом из Тольятти. За рулем женщина, салон полон детишками. Мы все в душе отругали даму: ни в коем случае нельзя отправляться по зимнику в единственном числе. Вот строка из инструкции: «Выезжать на зимник нужно в составе колонны – ​не менее двух автомобилей». Мало ли что может случиться: мотор отказал, горючка, на «нуле»... Кто выручит? Связи нет никакой. Значит, вместо того чтобы отругать путницу (во‑первых, за то, что поехала по трассе до её официального открытия, во‑вторых, за путешествие без сопровождения), ​мы в один голос поинтересовались:

– Ну и в каком состоянии зимник?

– Прекрасно! Дорога – ​скатертью!

Мадам, понятно, относит себя к лихим и отважным. Мы что, хуже или рыжие?! И двинулись. За рулем глава крестьянского хозяйства «Данилова», то есть сам Михаил Витальевич Данилов, именно он непосредственно блюдет временную автомагистраль, рядом известный читателю Владимир Федорчук, на заднем сиденье автор сих строк, главный инженер Тобольского ДРСУ Владимир Александров, между нами – ​заместитель генерального директора АО «ТОДЭП» Алексей Павлов. Двигаемся без сопровождения, так как наш водитель, экс-капитан полиции Андрей Казаков отправился по татарским деревням попросить бензинчику А‑95. Без сомнения, отоварится: заболотный люд запасливый и щедрый.

Ехали недолго. У меня в извилинах аккурат складывались строки, которые, читатель, перед вами. Вдруг: трр-ах! – ​и искры из глаз, шишка на чердаке. Зам «генерала» одной рукой поглаживает ушибленное колено, другой прикладывает снег на лоб главного инженера. Сам «главный» озабочен тем, что очки вмиг превратились в замысловатую восьмерку. Но стекла целы. На этом экипаж успокоился. Видите ли, на дворе всего-то минус 3 градуса. Маловато для живого болота, целое лето аккумулировавшего солнечные калории. Вода, перетекая из одного озерца в другое, образовала промоину. В неё и влетели. При дневном свете заметили бы непременно. А тут ночь. Влетели глухо, впятером машину не вытолкать. Жутко, когда в пространстве не видишь ни созвездия Кита, ни туманности Андромеды. В сотовых трубках ни писка. В такой ситуации остро чувствуешь полную оторванность от широких кругов общественности. Пару часов тому назад мы, было, съехали за обочину. Но под рукой оказался буксирный трос. И гусеничный тягач-транспортёр бод боком. Обошлось.

– Костерку бы запалить, – ​повторяю зам «генерала» в момент, когда фары авто высветили за грейдером кривую березку.

– Как её достанешь, – ​констатирует Алексей Павлов. – ​Сунешься в трясину – ​и самого засосет.

Достигнуть бы Янгутума. Через деревню проходит другой автозимник – ​из Нижней Тавды до Междуреченска. Бывалые автомобилисты говорят, мол, в Янгутуме почти круглосуточно топятся бани. Местные татары парят проезжающих березовыми вениками, отпаивают чаем на кипрее и зверобое. Услуга, поди-ка, платная. Эх, на полок бы сейчас!

В этот момент где-то за горизонтом послышался комариное жужжание.

– Снегоход идет, – ​определил опытный Данилов. – ​Но не факт, что доберется до нас.

«Буран», однако, прибыл. Данилов втолковывает владельцу:

– Там, впереди, должны быть наши дорожники с техникой. Скажешь им, что тут люди терпят бедствие. Пусть спасают.

– Чего не сказать... Легко, – ​отзывается абориген. И скромно добавляет: – ​Если встречу.

Ясный перец, встретил. Потому что подкатили грейдер и трактор. Машинисты поставили запасное колесо абонента... Итак, помощь пришла. Впереди Тобольск, затем Тюмень. На этом наша зимняя одиссея завершилась.

... В тепле и тиши своего кабинета тщательно изучаю жалобы депутата Рината Ильясовича Урамаева:

«На сегодняшний день автозимник Овсянниково–Лайтамак протаптывался всего лишь два раза, в результате чего на этом зимнике есть проезд, а на остальных, то есть Лайтамак–Топкинская, Топкинская–Вармахли, Топкинская–Топкинбашево, Топкинская–Янгутум техника была единожды в конце ноября. И по состоянию на 22 декабря 2015 года, с данными населенными пунктами нет никакого транспортного сообщения. В результате чего деревни отрезаны друг от друга. Население не может продать собранные дикоросы и выловленную рыбу, что создает тяжелую социальную обстановку. В Тобольском районе стабильно держится холодная погода вплоть до минус 35 градусов, что создает все условия для строительства автозимников. Однако до настоящего времени никаких активных действий по строительству автозимников не предпринимается...».

Насчет погоды: один день, помнится, и впрямь трещал мороз. В остальную пору стояла теплынь. По данным гидрометобсерватории, средняя температура ноября – ​минус 8, декабря – ​минус 15. Осадков мало. Я не специалист в плане прокладки зимников. В региональной газете попалась на глаза строчка насчет зимника: «Его обустройством последние два года занимается выигравшее тендер крестьянское хозяйство Данилова, качеством работ которого местные жители довольны».

Небольшое уточнение: тендер выиграло АО «ТОДЭП». Между ним и заказчиком, т. е. ГКУ «Управление автомобильных дорог» заключен контракт № 0167200003415004907-0052377-02. Это сам депутат Урамаев указывает. Позиция генерального директора акционерного общества Юрия Зинчука такова: превращаться в монополиста, задавливая менее мощные предприятия, тем самым отбирая возможность заработать на кусок хлеба с маслом. Бывало тут, задавливали. АО «ТОДЭП» взяло крестьянское хозяйство «Данилова» на субподряд. Причем всячески помогает. И не только одному крестьянскому хозяйству, а многим предприятиям малого и среднего бизнеса по своей специализации. Как раз в духе последних пожеланий президента Путина.

...Уже после ввода зимников в строй действующих, когда, слава Богу, повалил снег, затрещали морозы, по ледовым трассам проехалась депутат Тюменской областной Думы Тамара Казанцева. Передвигалась не на джипе, а на переднеприводном «КИА». Причем сама за рулем. В сопровождении «Соболя» (усовершенствованный вариант «Газели»). Дело было 5-6 января – ​надо же, у всех новогодние каникулы, а депутат поспешила от сверкающей ёлки в уютной квартире к любимому электорату в избах без ванн и джакузи. Поездка, чувствую, пришлась депутату по душе. У меня на руках документ: «Благодарственное письмо. Награждается трудовой коллектив АО «ТОДЭП» за добросовестное отношение к своим обязанностям по строительству и содержанию автозимников Тобольского района. С уважением, депутат тюменской областной Думы от фракции КПРФ Т. Н. Казанцева».

– Вы снова к нам приезжайте, – ​приглашает меня начальник под­отдела Управления автомобильных дорог Павел Кузнецов. – ​Трассу ещё более усовершенствовали. Уже после депутата. Установили полторы тысячи дорожных знаков и более 11 тысячи вешек. Безопасность движения обеспечили, как могли.

Как говорится, хорошо то, что хорошо кончается. И всё же повторимся: зимник – ​это трасса для сильных, смелых и отважных.


25639