В редакцию позвонили активисты благотворительного фонда им. Поликарпа Прокопьева и попросили о встрече, чтобы рассказать об известном организаторе сельхозпроизводства Иване Федоровиче Каргаполове. Ему исполняется 80 лет. Поговорить о юбиляре вызвались орденоносцы, в прошлом заместители начальника облсельхозуправления Владимир Потапович Ростовщиков и Владимир Яковлевич Низовских.
Ростовщиков: Совхоз «Каскаринский», возглавляемый Каргаполовым, в семидесятые-восьмидесятые годы был известен всей стране. По приказу Минсельхоза РСФСР, лучший в России каскаринский комплекс по направленному выращиванию нетелей был объявлен школой передового опыта. Через нее прошли многие сельхозпроизводители – от Сахалина до Калининградской области.
История появления комплекса весьма показательна для того времени: это был результат коллективных действий. В 1971 году, когда меня из кресла председателя Армизонского райисполкома перевели в областное сельхозуправление заместителем Николая Алексеевича Чернухина, тот дал задание – использовать опыт центров по выращиванию нетелей (Пензенская область и Подмосковье) на тюменской земле.
В лице Каргаполова я сразу же нашел единомышленника. После знакомства с передовой практикой Иван Федорович приступил к реконструкции животноводческих помещений: на новое-то строительство денег не было. Тем не менее телочек от лучших коров хозяйств Тюменского района размещали в хорошо подготовленных телятниках. Обеспечили достойное ветеринарное и зоотехническое обслуживание и смогли избавиться от таких заболеваний, как бруцеллез, лейкоз и туберкулез. В разы увеличились привесы – на некоторых фермах они доходили до 800-900 граммов в сутки.
Корр.: Создание комплекса по выращиванию нетелей сказалось на развитии молочного животноводства в районе?
Низовских: Я в ту пору работал директором совхоза «Успенский». На моих глазах обновилось стадо в «Каскаринском», резко поднялись надои. Племенные телочки пришли к нам, в Успенку, в совхоз «Червишевский», в другие хозяйства. В 1998 году Тюменский район получил в среднем на корову по четыре тысячи килограммов. В целом по области результат был куда скромнее – в большинстве хозяйств не дотягивали и до трех тысяч.
Корр.: Как известно, совхоз «Каскаринский» (а позднее ЗАО «ЛУКойл-Каскара», агрофирма «Каскара») был многоотраслевым хозяйством. Сельхозпредприятие провело гигантскую работу по осушению болот. Было сооружено около 40 километров каналов, а дорог – и того больше.
Низовских: Нетелям нужен был корм. На осушенных землях стали выращивать кормовые и зерновые культуры. Потом дошла очередь до картофеля и овощей с внедрением самых передовых технологий. Во многом благодаря «Каскаринскому» Тюменский район развил молочное и картофелеовощное направления.
Вспоминаю, как мы ездили изучать опыт фермеров по внедрению низкозатратных технологий в Финляндии и Голландии. Я в то время уже руководил сельским хозяйством Тюменского района. Из первой командировки привезли в чемоданах кассеты для выращивания рассады. Потом такие же начали производить на тюменском заводе «Медоборудование». Это благодаря Каргаполову и его соседу Бородулину из «Ембаевского» в районе прижилась кассетная технология.
Вторым важным направлением стала механизация трудоемких работ. Если прежде, чтобы собрать 300 тонн моркови, требовалось пригласить примерно три тысячи человек, то потом с этим объемом справлялся один комбайн. И не без участия Ивана Федоровича удалось заполучить эту чудо-технику и технологии.
Корр.: Хотелось бы узнать подробности.
Низовских: В 1989 году, будучи начальником управления сельского хозяйства и заместителем главы Тюменского района, я был назначен еще и генеральным директором агропромышленного комбината «Тюмень». В его состав входили сельхозпредприятия района, переработка областного центра (мясокомбинат, гормолзавод, горплодоовощторг со всей системой торговли, горпищекомбинат, пивоваренный и завод по производству спирта). Чтобы иметь валюту, за нами закрепили зверосовхоз «Тобольский» и совхоз «Байдарацкий», возглавлял который нынешний депутат областной Думы Николай Бабин. Конечно, каждый претендовал на возможность пользоваться «золотой монетой», каждый тянул одеяло на себя. Однако использовали валюту только на передовые технологии.
Корр.: Не со стремлением ли как можно успешней «перевооружиться связано переименование совхоза «Каскаринский» в ЗАО «ЛУКойл-Каскара»?
Низовских: Да, Каргаполов не дожидался валюты из общего котла. По договоренности с Вагитом Алекперовым «Каскара» вошла в состав нефтяной компании «ЛУКойл». Впоследствии с помощью Ямало-Ненецкого автономного округа хозяйство переоснащалось техникой, новыми технологиями и вело строительство объектов. Агрофирма «Каскара» первой в районе и области ввела беспривязное содержание коров и запустила доильный зал. В хранилищах было смонтировано оборудование, позволяющее длительно сохранять продукцию. На овощных плантациях появилась новая для нас культура – лук. Инженерно-техническая служба агрофирмы и ремонтная база были лучшими в области – здесь постоянно проводили учебу, семинары, организовывали школы передового опыта. Именно Каргаполов, как и его друг Созонов, не дали в 90-е годы развалить крупнотоварные хозяйства Тюменского района, что позволило сохранить производственно-экономический потенциал территории.
Корр.: На примере агрофирмы «Каскара» поднимался такой овощекартофельный гигант, как агрофирма «КРиММ», за ним потянулись другие сельхозпредприятия.
Низовских: Несмотря на то, что Иван Федорович обладал пытливым умом, успехи хозяйства определялись и умелым подбором команды. Главный экономист Любовь Васильевна Каргаполова и ее коллега из совхоза «Успенский» Валентина Макаровна Вечерова были ведущими специалистами района. Агрономическую службу возглавлял признанный в области технолог полей Александр Степанович Семенков. Многие учились овощеводству и картофелеводству в цехе агронома Любови Архиповны Семенковой. Инженерную службу и ремонтную базу создавал талантливый Николай Комякин. Руководителя строительного цеха Леонида Дымченко, грамотного и успешного специалиста, пригласили аж из Казахстана. Интенсивные технологии выращивания овощей и картофеля в совершенстве освоил будущий руководитель агрофирмы «Туринская» Такиулла Шарипов. А каких управляющих вырастил Каргаполов! Безвременно ушедший из жизни Шамиль Сайфуллович Юскаев превратил родной Янтык в благоустроенный населенный пункт с полным набором образцовых социальных объектов. Гости из Германии, помню, признали этот татарский аул весьма похожим на немецкие населенные пункты.
Ростовщиков: А я хотел бы подчеркнуть роль главного зоотехника Михаила Сорокина. Он не только хорошо организовал службу, но и сумел при невероятной занятости защитить кандидатскую диссертацию. Здесь работала Раиса Алешкина, уникальный техник-осеменатор, которая приблизилась к рекордному показателю – стопроцентному выходу телят. А какие в «Каскаринском» были операторы машинного доения!
Низовских: Нас хлебом не корми, дай только повспоминать. Благо, есть о чем говорить. Завершим беседу сердечным поздравлением нашего коллеги. С восьмидесятилетием, Иван Федорович! Счастья тебе и крепкого здоровья!
НА СНИМКЕ: Иван Каргаполов и Юрий Неёлов.