Персональная выставка Ольги Трофимовой "Места действ и Я" в Тюменском музее изобразительных искусств стала финалом юбилейного для художницы года, который начался прошлой зимой с одноименной выставки акварелей в Москве, в здании СТД на Страстном бульваре. Летом продолжился показом эскизов к спектаклям на международной выставке театральных костюмов в музее им. А.А. Бахрушина, осенью – участием в ежегодной выставке-лаборатории российских театральных художников в Сочи, а закончился возвращением в Тюмень. Как всегда. Из своих странствий по местам действия, созерцания и размышления, разбросанным в пространстве и времени, Ольга Трофимова неизменно возвращается домой, к родным берегам.
На выставке состоялась презентация нового альбома, жанр которого обозначен как "визуальный" дневник, дополненный выдержками из записных книжек. Выпустило альбом тюменское издательство "Русская неделя". Весь творческий путь мастера отражен в одиннадцати разделах. Между первым "Тюмень. Почти детство" и последним "Театральная мастерская" – вселенная миров, впечатлений, образов, встреч и событий. Тюменское училище искусств, Высшее промышленное училище имени Веры Мухиной – и целая "Страна Ленинград", дерзкая "Кража Парижа", поездки по Голландии, Германия, подарившая знакомство с замечательным человеком Гельмутом Флорианом, путешествия от Белого моря до Черного среди отражений, бликов и теней... И наконец погружение в Театр, который так велик и необъятен, что пытаться сказать о нем все, значит, утонуть. Потому, наверное, театральный раздел и получился "самым скромным", уверены представители издательства. Как заявка на будущий отдельный альбом. Как новое начало...
Из-за нехватки места текст в книге пришлось урезать, из-за ограниченности выставочных площадей не все работы удалось включить в экспозицию. И все же получился феноменальный музейный проект, отмечает искусствовед Татьяна Сергейчук, куратор выставки: "Сначала был один зал, потом два, но этот невероятный творческий фонтан просто заполнил все пространство – и оказалось, что даже его мало... Сегодня, мне кажется, ни один художник Тюмени не может открыть о себе такой удивительный материал".
Как и альбом, выставка начинается с воспоминаний о семье – с деревянных домов и тротуаров, травы конотоп и бабушкиных лоскутных одеял. Бабушка сшила по одеялу каждому из своих девяти детей. До наших дней сохранились только два, и оба попали на выставку, дополнив собой работы внучки-художницы. "Теперь я понимаю, откуда эти краски, – отмечает генеральный директор областного концертно-театрального объединения Сергей Радченко, бывший актер и директор Тобольского драматического театра, где Ольга Трофимова несколько лет работает главным художником. – Они из детства, от бабушкинского одеяла".
Чудесный акварелист, живописец, педагог колледжа искусств, а затем института дизайна – такой Ольгу Трофимову знали и знают все. При этом ее с давних пор, со времен учебы в Мухинке, интересовало искусство костюма и лицедейства. Эксцентричные музыкантши и грустные музыканты, арлекины, клоуны, участники маскарада – герои ее работ 90-х годов. Впервые как театральный художник она попробовала себя в сотрудничестве с любительским коллективом Татьяны Тарасовой под милым названием ТЕАТРиК, который за семь лет жизни успел блеснуть на российских и международных фестивалях. Потом началась работа с профессиональными театрами Тюмени – в театре кукол с удовольствием вспоминают "Принцессу Брамбиллу" и "Елену Прекрасную", в создании которых участвовала художница, а ее спектакль "Канакапури", получивший премию "За лучшую работу художника в театре кукол" на фестивале "Золотой Конек-2002", до сих пор остается в репертуаре. В театре "Ангажемент" не упомнят, сколько спектаклей оформила Ольга Трофимова, и зовут всех на взрослую постановку "Вечера на хуторе близ Диканьки" и детскую "Как чуть не съели королевну Булочку". Новый директор тобольского театра Евгений Пономарев сам актер и потому может сказать со знанием дела: "Костюмы, которые придумывает Ольга Федоровна, как правило, очень уютные, очень мягкие... как это одеяло".
О ней говорят как о человеке, подключенном "к неким каналам, через которые нам транслируют красоту". Восхищаются ощущением тепла, света, ясности, исходящим от ее работ. "Одно из главных качеств Ольги – это доброжелательное отношение к миру, – уверена искусствовед Вера Субботина. – И мир отвечает ей добром. Хочется вспомнить случай, произошедший во время одного из ее многочисленных путешествий. Однажды Ольга сидела на берегу Сены в Париже, рисовала. Вдруг поднялся сильный ветер, и планшет упал в реку. Но почти сразу же из воды появились водолазы, восемь штук, и вернули планшет Ольге".
Она умеет заставить мир замереть в миг абсолютного счастья – как подброшенный над раскрытой книгой апельсин, может растворить лес в светлой сказочной дымке, и даже блик на стекле, прикрывающем ее морской берег, сам собой принимает облик солнца – иначе откуда это сияние, очертившее контуры камней, и эти переливы на волнах? Она открывает таинство жизни в натюрмортах, заставить день играть на флейте... Свет и цвет танцуют на ее акварельных листах – красочные мечты из книг и снов, из задумчивых глаз героев ее картин, из окон домов, самых обычных и в то же время удивительных. Вот тюменский дом – самый красивый и старый, вот большой голландский и маленький русский
Галерея портретов – взгляд от себя, через себя на другого, взгляд через другого на себя, череда внутренних отражений: "Я смотрю на лицо перед собой и часто знакомлюсь с собой поближе". Глаза в глаза – как символ бесконечного созерцания. Рабочее место художника с оранжевым монитором, палитрой, карандашами в чашке и чайнике, старым телефоном, будильником и сканером – как символ творческого действия. Театр из афиш, эскизов, костюмов, кукол – как символ мира без начала и конца. Мир, который надо рассматривать, исследовать, открывать и воссоздавать в красках. Заново – всякий раз.



