Давно окончена Великая Отечественная война. Уже выросли дети, внуки и правнуки тех, кто воевал. Многие знают о своих отцах и дедах лишь из рассказов родственников.
Ольга Павловна Селезнёва, уроженка с. Красново Исетского района, а ныне жительница Красноярска, о своём деде Тимофее Захаровиче Гаеве слышала от отца, который мечтал посетить его могилу. Сегодня многое можно найти через Интернет, именно так удалось выяснить, что Тимофей Захарович был командиром отделения 1276-го стрелкового полка 384-й стрелковой дивизии, похоронен где-то близ деревни Бологижа Старорусского района (тогда Ленинградской области, сегодня Новгородской). Узнали и дату смерти – 26 февраля 1942 года.
Тем, кто ищет места захоронения родственников, павших смертью храбрых в то время, сегодня помогают и поисковые отряды.
– В 2010 году нас пригласили в Исетский краеведческий музей члены поискового отряда «Память сердца», – рассказывает Ольга Павловна, – мальчишки и девчонки тюменского лицея №34 вели раскопки на многих местах сражений, в том числе и там, где пришлось воевать 384-й стрелковой дивизии.
Поисковики вручили Ольге Павловне землю с могилы деда и копию «Боевого листка», в котором есть и схема захоронения, и краткая информация о воине. «Гаев Тимофей Захарович, сержант, 1902 года рождения, д. Решетникова. ...Погиб 26 февраля 1942 года... Оставлен на поле боя... Перезахоронен из д. Бологижа в г. Старая Русса... Дата последнего захоронения –1959 г.».
Только в конце июля текущего года Ольга Павловна с внучкой Ариной смогла навестить братскую могилу в Старой Руссе. Перед посещением кладбища они зашли в Старорусский музей, филиал Новгородского музея-заповедника, где стали обладателями копии «Журнала боевых действий 384-й стрелковой дивизии Северо-Западного фронта» за 1942 год.
– Читаешь этот документ – и волосы дыбом встают, слёзы на глаза наворачиваются, – рассказывает Ольга Павловна, – дивизия просуществовала практически лишь год.
Из журнала: «Стрелковая дивизия сформирована 26 августа 1941 г. 24.02.1942 г. – впервые после формирования вступила в бой с фашистскими войсками. 03.12.1942 г. – расформирована, так как потери составили 71,2%».
Тюменский историк А. Петрушин пишет: «Погибших в непрерывных контратаках бойцов и командиров заносило снегом в полях и перелесках... В центральном архиве Министерства обороны РФ сохранился отчёт политрука Комкова, датированный апрелем 1942 года: учёт убитых и похороненых, раненых и пропавших без вести в 384-й стрелковой дивизии за время боёв отсутствует. Уборка трупов проводилась несвоевременно, ввиду чего при похоронах у погибших не обнаруживалось опознавательных документов, которые изымаются в момент гибели санитарами, товарищами или командирами».
Тимофею Захаровичу было 40 лет. Дома его ждали жена, дочь Елена и сын Павлик.
...На современном кладбище установлен целый ансамбль памятников. Мемориал 384-й стрелковой дивизии разбит по районам Тюменской области – Нижневартовский, Голышмановский, Исетский... Фамилии воинов-сибиряков и сегодня вписываются, пополняя горькую статистику военных лет. Во многом это заслуга школьников-поисковиков.
– Съездить туда было моим долгом, – уверена внучка солдата, – я привезла на братскую могилу деду горсть родной земли и низкий поклон от родственников за мирное небо. Я благодарна всем, кто мне помог найти о нем любую информацию: тюменским мальчишкам и девчонкам, не равнодушным к истории, сотруднику Исетского краеведческого музея Юрию Владимировичу Лиханову и многим другим.
Ещё один обезличенный солдат обрёл своё имя и родственников. Придёт время, и все не пришедшие домой с войны перестанут быть без вести пропавшими.



