Разговор с матерью

...Он подошел к книжному шкафу, где стоят фотографии его любимых женщин – ​мамы и жены. Взял снимок матери, чтобы, как в детстве, поделиться с ней сокровенным. Только она одна могла терпеливо его слушать.

«Мама, милая мама! Минуло уже 70 лет со дня победы над фашистской Германией и почти 20, как нет с нами тебя. Сегодня в городе праздник – ​открыли новый памятник, посвященный железнодорожникам. И, знаешь, родная, одним из инициаторов его создания был твой любимый сын. Я ведь тоже железнодорожник! Правда, сначала, не закончив десятилетку, пошел работать на ДОК «Красный Октябрь», где трудилась ты (заработав не только болезни, но и правительственную награду – ​медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»). Через три года, имея высший, 7-й разряд, ушел на железнодорожный транспорт.

Вместе со мной работали те, кто защищал Отечество с оружием в руках, кто, как и ты, ковал Великую Победу в глубоком тылу. Люди недосыпали, недоедали... Об условиях труда не говорю: сама знаешь, какие.

В 1987 году возле ДКЖ в честь трудового и боевого подвига тюменских железнодорожников, а также в связи со 100-летием локомотивного депо «Тюмень» паровоз серии ФД установили на постамент. Свидетелями этого события мы с тобой, проходя по улице Первомайской, случайно и оказались.

А знаешь, как интересна история создания этих локомотивов! Паровоз ФД – ​это Феликс Дзержинский, который посещал Тюмень в марте 1922 года, когда тебе было 10 лет. Об этом событии свидетельствует мемориальная доска – ​она была снята при реконструкции здания вокзала. Лишь в начале декабря 2012 года ее установили по моему настоятельному ходатайству. Так вот, этот паровоз, на создание которого ушло всего 170 дней, был самым мощным в стране – ​с конструкционной скоростью 90 км в час. Серийный грузовой паровоз строили в 1931-1941 годах на Луганском (до 1935 г.), а затем Ворошиловградском заводе. Было выпущено 3211 единиц.

4 ноября 1931 года первенец отечественного паровозостроения повел из Луганска в Москву специальный поезд с делегацией. Шестого ноября прибыли в Москву (ты так и не побывала в столице!). На Казанском вокзале делегацию помпезно встречали председатель ВСНХ Г. К. Орджоникидзе (в Тюмени его имя носит бывшая Ишимская улица, на которой ты выросла, где стояла ваша мельница), нарком по военным и морским делам К. Е. Ворошилов, нарком путей сообщения А. А. Андреев.

7 ноября, в 14-ю годовщину Великой Октябрьской революции, луганских делегатов как почетных гостей пригласили на Красную площадь. Там они наблюдали парад РККА (помнишь, у нас солоночка есть с таким клеймом?) и праздничную демонстрацию трудящихся Москвы.

В июле 1933-го запустили первую очередь нового Луганского завода, а в 1937 году паровоз ФД был представлен в числе лучших образцов мирового локомотивостроения на Парижской международной выставке.

Паровоз, который установили в Тюмени (извини за подробности), был пригнан с Запада осенью 1941 года, имел массу пробоин. На нем после ремонта работали будущие Герои Социалистического Труда В. Соснин и Г. Кичин.

Я чертовски рад, что легендарный труженик войны стал памятником. Сейчас, мамуля, нет пионерских и комсомольских организаций, но к нему, свидетелю боевых и трудовых подвигов, постоянно идут экскурсанты – учащиеся, студенты, ветераны. Паровоз и сегодня остается школой патриотического воспитания молодежи. Проходят годы, но память о тех, кто совершал каждодневный подвиг, живет. Это они, труженики тыла, вынесли на своих плечах все тяготы и лишения военного лихолетья и своим самоотверженным трудом помогли разгромить фашистские полчища.

На сегодня, дорогая, я свои воспоминания закончу и о самом-самом расскажу тебе в другой раз. Хорошо? Ты ведь не обидишься? До завтра».

Юрий собирался рассказать матери об эпопее с памятником «Железнодорожникам тыла и фронта», инициатором создания которого на свою голову он стал. Если бы знал, сколько ему придется обивать пороги, доказывая очевидное!

В годы войны железнодорожники не только качественно ремонтировали подвижной состав, содержали пути в отличном состоянии, обеспечивая быстрое и безаварийное передвижение поездов в сторону фронта, но и выпускали минометы, снаряды к ним. Завоевали переходящее Красное знамя ГКО СССР (сейчас эта реликвия хранится в музейных фондах города).

«Эту идею, мама, я высказал на встрече ветеранов с губернатором области В. В. Якушевым и начальником Свердловской железной дороги А. Ю. Мироновым в августе 2014 года. Губернатор, выслушав просьбу, ответил: «Если ветераны просят, то памятник вам будет».

Свое слово руководители сдержали. Правда, установили монумент не к 9 мая и не ко 2 сентября (день окончания войны), и не в сквере железнодорожников – ​на то были объективные причины, а 30 сентября возле ДК «Железнодорожник».

Чтобы ты представила себе этот оригинальный памятник, я передам тебе рассказ его авторов – ​Сергея Титлинова и Александра Медведева из Екатеринбургского художественного фонда. Кто лучше людей творческих знает свое детище?! Тюменские ветераны-железнодорожники побывали в их мастерской.

«Памятник весом 60 тонн сложен из железнодорожных рельсов времен Великой Отечественной войны. Смыкаясь, они образуют арку, или мост Победы. Западный пилон арки – ​это фронтовые рельсы, восточный – ​тыловые. Настоящие, немало послужившие рельсы создают невероятный символизм памятника. Где заканчивается фронт и начинается тыл? Одна страна, одна война, одна дорога, одна на всех Победа!

Внешний торец тылового пилона выложен из неровно опирающихся друг на друга рельсов разной длины. Они знаменуют мирных граждан нашей довоенной страны, не похожих друг на друга своими мыслями, мечтами.

И вдруг война! Внутренние торцы тылового и фронтового пилонов превратились в четкие, стройные и монолитно сплоченные ряды. Ряды тех, кто трудился в тылу. Ряды тех, кто сражался на фронте. Теперь у них только одна задача – ​защитить Родину. И только одна мечта – ​победить врага.

...И вот 9 мая – ​весна человечества! Люди вернулись к мирной жизни. Внешний, «послевоенный» торец западного пилона, почти такой же, как и «довоенный» – ​восточный. Почти... Вот только каждый седьмой рельс перевернут. Как напоминание о 27 миллионах, о каждом седьмом жителе нашей страны, сгинувшем в огне войны.

На пилонах четыре картины. Это художественно-исторические рельефы. На первой – ​на площади перед паровозным депо собрались люди, чтобы проводить на фронт железнодорожников-добровольцев и призывников. (Думаю, что ты это прекрасно помнишь!). На второй – ​те же железнодорожники, уже в шинелях и сапогах в колонне батальона уходят на передовую. На третьей – ​депо, превращенное в цех военного завода; женщина осторожно несет только что изготовленную стальную мину (похоже на то, как ты носила меня тяжелобольного). Женщина, кому природой предназначено давать новую жизнь, в любви растить детей, «рождает» мины и снаряды, сеющие ненависть и смерть. И на последней – ​бесконечно длинная дорога, по которой, не спеша, идет ветеран к Вечному огню. На груди ордена и медали, в руках несколько гвоздик».

Памятник из рельсов... По этим рельсам из тыла на фронт переправлялись войска, доставлялись техника, оружие, боеприпасы, продовольствие. Подальше от войны эвакуировались миллионы граждан нашей страны, тысячи предприятий, вывозились раненые. Благодаря стальным нитям одерживались победы в ратных сражениях и трудовых битвах. Рельсы – ​свидетели горьких поражений и величия духа.

Ударяя в колокол памяти (мне выпала такая честь), на котором лики покровителей русского воинства – ​Георгия Победоносца, Сергия Радонежского, Димитрия Донского и Александра Невского, я думал: военное поколение сделало все возможное для одоления врага, и наша задача – ​сохранить память о подвиге дедов, отцов, матерей. В этом памятнике частица и моей души!

Вот какое яркое событие произошло у нас в городе. Частично оно посвящено и тебе, и моей драгоценной жене – ​ведь вы обе участницы трудового фронта, пусть и не железнодорожники».

... Осторожно, едва касаясь, он провел кончиками пальцев по облику матери, почти физически чувствуя каждую черточку дорогого лица. До новой встречи, родная!


25311