Доморощенный кролик в пику импортной колбасе

Новая точка роста Тюменской области – ​региональный франчайзинг

В Тюмени на площадке технопарка в третий раз состоялся ежегодный форум-выставка – ​«Франчайзинг. Регионы». Как и в прошлые годы, он прошёл при поддержке правительства Тюменской области и Российской ассоциации франчайзинга. И был представлен не только Тюменью, но и Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Ижевском, Новосибирском, Сургутом, Челябинском, Ханты-Мансийском и другими городами. Программа форума была весьма насыщенной – ​от традиционного пленарного заседания с акцентом на региональное предпринимательство до презентации около 20 франшиз федеральных и региональных компаний, мастер-классов и консультаций экспертов по написанию франшиз для предпринимателей, которые стоят на пороге создания собственной концепции. Несмотря на экономически и политически непростое время.

Наши «Этажи» растут всё выше

Мероприятия по франчайзингу в Тюменской области проходят с 2010 года, их посетили свыше 2,5 тысячи человек. Наш опыт взяли на вооружение и другие регионы, проводя аналогичные форумы у себя. Уже в Москве говорят, что земля Тюменская задаёт импульс всей стране в развитии этого наименее рискованного бизнеса. Руководитель представительства Российской ассоциации франчайзинга в УФО Андрей Разу­ваев подтвердил: «Тюмень является новатором в региональном франчайзинге». Доказательство тому – ​ставшие популярными франшизы тюменских компаний «Этажи» (риелторская деятельность), «КрепыЖ» (розничная торговля, товары для работы и отдыха) и других.

«Этажи» под руководством Ильдара Хусаинова создали федеральную сеть в 39 регионах России, где компанию представляет 31 франчайзи. Идёт работа над тем, чтобы выйти за рубеж. Сбербанк РФ признал эту компанию самым крупным ипотечным партнёром. «Начинающему сегодня свой бизнес в нашей стране предстоит пройти семь кругов ада. Доступ к капиталу скрытый, риски зашкаливают. А на Западе кредит на открытие своего дела можно взять под 3-4 процента. Но есть и положительный момент – ​в России упрощённая налоговая система для малого бизнеса, – ​поделился мнением успешный франчайзер. – ​Но это продлится недолго. Сейчас самое время «атаковать» «ниши», в которых вы определились. Нужно обладать хорошим интеллектом, иметь опыт в отрасли, которую вы развиваете, – ​и тогда всё получится».

В тренде – ​малобюджетные франшизы

Сегодня в Тюмени разрабатывается шесть франчайзинговых предложений. А одну собственную франшизу молодой предприниматель увёз на конкурс в Москву.

На форуме был отмечен новый популярный тренд – ​малобюджетные франшизы с ценой входа от трёхсот тысяч до полумиллиона рублей, которые позволят начинающим и действующим предпринимателям открывать небольшие предприятия, например, по программе «Самозанятость». Второй, не менее популярный тренд, – ​социальные франшизы. Образовательная деятельность, в том числе частные детские сады и развивающие центры, а также медицинские и развлекательные центры, дома престарелых. Оба тренда на форуме стали темой мастер-классов. Эта деятельность должна иметь спрос и поддержку органов власти, ведь о развитии социального предпринимательства ещё в 2014 году говорил президент Путин.

Чем заняться на селе?

В сложившихся условиях для нашей страны большое значение приобретают вопросы импортозамещения, в том числе продовольственных товаров. По мнению начальника областного управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Андрея Пантелеева, огромную роль здесь может сыграть агрофранчайзинг. Благодаря этой технологии можно развивать подсобные хозяйства на территории сельских поселений, что в целом ведёт к оптимизации жизни в муниципальных образованиях. Ведь работа будет у всех, кто не ленится.

Тему эту участники форума озвучили на круглом столе: ​«Агрофранчайзинг – инструмент содействия занятости в сельском хозяйстве и обеспечения импортозамещения». Обсудили три важных вопроса – ​агрофраншиза, как новый подход к мелкотоварному производству и сбыту продукции местными личными подсобными хозяйствами (ЛПХ) и крестьянскими фермерскими хозяйствами (КФХ); практика начального внедрения агрофранчайзинга в Тюменской области и участие органов власти в развитии данных проектов.

Первая агрофраншиза была разработана в Пермском крае, там их сегодня уже 16. Работа ведётся под патронажем Российской Федерации при поддержке муниципалитетов и региона. Эти франшизы приобрели более 215 франчайзи. Выживаемость данного бизнеса велика. За 15 лет закрылось только 6 предприятий (сравните: через пять лет обычно закрывается 15-20 процентов). Пермяки приезжают на наши форумы ежегодно, приняли участие и в этот раз. Поделились опытом.

На круглый стол были приглашены не только представители наших ЛПХ, но и муниципалитетов, областного департамента АПК, Инвестиционного агентства Тюменской области, которым априори предстоит заниматься финансированием данных бизнес-проектов. Областной департамент занятости населения уже сегодня субсидирует желающих выращивать птицу, кроликов, грибы, ягоды по программам «Самозанятость» и «Самообеспечение». К примеру, крупные производства не берутся выращивать индейку, а для частных подворий этот бизнес на сегодня является эффективным.

Андрей Пантелеев на конкретных примерах рассказал, что такое агрофранчайзинг: «В каждом муниципальном образовании есть успешные личные или фермерские хозяйства (потенциальные франчайзеры. – ​Авт.), которые уже научились производить и продавать свою продукцию. У них есть передовые технологии, инновации либо что-то ещё, что они делают лучше других, что позволяет доводить эту продукцию до конечного потребителя. Мы описываем технологии этих хозяйственников, смотрим, на каком оборудовании они её осуществляют. Возьмём, к примеру, посадочный материал. Анализируем, как хозяйственник за ним ухаживает, выращивает, кормит, удобряет, – ​видим, что всё это позволяет ему постоянно получать продукт того качества, который устраивает потребителя. Затем ищем второго потенциального покупателя (франчайзи) в том же сельском поселении, который готов заняться на своём участке данной технологией. Например, сегодня есть производитель клетки для птиц на двести, четыреста голов, который научился её делать и готов поставлять не только в Тюменскую область, но и в другие регионы. Проблема в реализации. Значит, необходимо базовое предприятие, которое умеет продавать свой продукт, обеспечивая доходность тем, кто выращивает птиц, и зарабатывая на промежуточном звене сам».

Как утверждают специалисты, федеральные сети со своими огромными объёмами для этой цели не подходят: небольшие подсобные хозяйства по ряду причин не могут с ними сотрудничать.

Заработать на... носовых платках

Крупный бизнес-ритейл также переживает трудные времена, что отражается и на взаимоотношениях с франчайзинговыми компаниями. «Количество посетителей торгово-развлекательных центров не снизилось, но покупок люди стали совершать на 25 процентов меньше, а вакантных площадей в ТРЦ стало больше на 6 процентов – ​произошла ротация арендаторов, то есть закрылись многие магазины, в том числе работающие по франчайзингу», – ​отметила генеральный директор ГК «Денова», сертифицированный управляющий коммерческой недвижимостью (CCIM) Наталья Девяткова.

Бизнес-леди призвала франчайзеров услышать своих франчайзи: «Чтобы наладить или сохранить их бизнес, жёсткие требования можно смягчить, на что-то даже закрыть глаза. При реализации франчайзинговых проектов надо учитывать особенности региональной застройки, не мешает обзавестись «ленивыми» инвесторами, которые купят для вас помещение и будут идти с вами по жизни. Не надо сдаваться! Когда все вокруг плачут – ​кто-то в это время зарабатывает на продаже носовых платков».

Для справки: В Тюмени 28 торговых центров различной классификации, на тысячу жителей приходится 524 кв. м торговой площади. Эта цифра в 2016 году увеличится на сто «квадратов», после того как будут введены ещё два ТРЦ. Примечательно, что один из них – ​на окраине города, на Мысу.

Обратный франчайзинг

С этой аксиомой согласен и директор по взаимодействию с органами государственной власти Х5 Retail Group Станислав Наумов: «В декабре этого года в России открылся семитысячный магазин компании. Продвигаемся в восточные регионы, в том числе и в Тюменскую область. Кроме «Пятёрочки», компания открывает магазины «У дома». Это не только новый сервис для покупателей с хорошим ассортиментом свежих продуктов, но и новый формат для малого и среднего бизнеса. Так называемый обратный франчайзинг – ​когда мы платим предпринимателю-франчайзи, а не он. Схема обратного франчайзинга: «Ты делаешь оборот на нашем товаре, а в конце месяца тебе проводится возвратный платёж». При этом обучаем сотрудников, предоставляем товары. Для Тюменской области предлагаем проект «Магазин в магазине» – ​субаренду на взаимовыгодных условиях».

Перестраиваться трудно, но надо

О мировых тенденциях франчайзинга рассказал на форуме исполнительный директор РАФ (Москва) Юрий Михайличенко. Он отметил, что «в связи с политической обстановкой в мире сильно будет развиваться туризм», соответственно, гостевой сервис и сфера услуг в целом, автоперевозки. Китай, Аргентина, Бразилия уже это поняли, а вот наша страна перестраивается трудно. К слову, в развитии франчайзинга от той же Бразилии Россия отстаёт в 10 раз.

«Торговый бизнес сейчас достаточно серьёзно уходит в онлайн», – ​сообщил руководитель Российской ассоциации франчайзинга. И понятно почему: снижаются издержки, в том числе на аренду торговых площадей. Большое развитие получит франчайзинговое направление «Детский досуг». Намечается тренд продажи за рубеж, за валюту, интеллектуальной собственности. Но наши компании не рассматривают это как основной вид бизнеса, в отличие от Мексики, Бразилии, которые потеснили в этом вопросе даже США, подчеркнул г-н Михайличенко. Может, это и к лучшему – ​интеллект нам и самим пригодится.


25231