Об охоте и морали

В прессе часто заходит разговор о нравственности охоты, о её морали и этике. При этом изобилуют отрицательные оценки. Ставится даже вопрос о полном запрете охоты.

Я в охотничьей отрасли не новичок, работаю по специальности после окончания факультета охотоведения пятый десяток лет. Так что о поставленной теме могу судить с высоты этого опыта.

Охота многогранна и проявляется в получении материальных ресурсов, используемых в промышленности, в быту, медицине, искусстве. Неоценимо воздействие этой формы человеческой деятельности в психологическом плане. Учитывая всё это, а также размеры нашей страны, её природные особенности, разнообразие фауны, утверждаю: охота должна обязательно быть.

Коснёмся нравственной основы, которую чаще всего используют противники охоты. Да, она связана с лишением жизни живых существ. Все нормальные люди при этом не испытывают радости. Положительные эмоции возникают, начиная с подготовки, самого процесса охоты, нахождения в природе, получения желанного трофея. Выстрел должен быть как досадная необходимость. Безнравственно, если человек испытывает удовольствие от убийства живого существа и занимается охотой для получения этих ощущений. Это не должно поощряться, и нормативные документы, регламентирующие охотничью деятельность, предусматривают минимизацию негативных моментов. В первую очередь это определяется выбором более гуманных способов и методов охоты, перечнем орудий и оружия, которые бы позволили свести к минимуму мучения животных.

Регламентируемая охота позволяет поддерживать оптимальный уровень популяции зверя и птицы. Численность растительноядных, например, в силу их биологических особенностей, может изменяться в течение нескольких лет иногда в десятки раз, и только при умелом вмешательстве человека можно предотвратить массовую гибель от недостатка кормов, природных катаклизмов, болезней. В этих случаях лишь человек, воздействуя определённым образом, может нивелировать негативные последствия, в том числе и охотой, изымая некоторую часть из популяции животных.

Ещё сильнее подвержены колебаниям численности грызуны – ​ондатра, белка, зайцы. И у них воздействием охотой можно сгладить эти колебания.

Тема отношения к хищным животным для меня ещё более определённая. На всех должна вестись охота, и численность их должна быть под контролем. Мелкие хищные звери, к которым можно отнести лисицу, енотовидную собаку и всех куньих, питаются в основном грызунами, но никогда не пропустят гнездо: съедят яйца, а если удастся, то и птицу. Это касается водоплавающей, боровой, полевой, болотной дичи и певчих птиц. При высокой численности хищников благотворное воздействие охоты на них бывает очень заметно.

Обитающие в наших лесах крупные хищники – ​медведь, волк, рысь – ​должны быть под жёстким контролем. Рысь питается как мелкими грызунами, птицами, зайцами, так и довольно крупными животными, такими, как косуля. Охотник она очень хороший. Образ питания у неё такой, что она пытается добыть свежую дичь. Учитывая всё это, в хозяйствах, серьёзно занимающихся косулей, обитание рыси просто недопустимо.

Медведь и волк наносят серьёзный ущерб не только дикой фауне, но и сельскохозяйственным животным. Есть примеры, когда они, нападая на стадо, убивали и ранили не одно животное себе на обед, а десятки в силу хищнических инстинктов. Ущерб сельскому хозяйству по стране исчисляется сотнями миллионов рублей ежегодно. И что ещё более важно: эти звери представляют серьёзную опасность для человека. Мы знаем многочисленные примеры нападения медведей и волков на людей со смертельными исходами.

Дикие животные представляют серьёзную угрозу и как переносчики заболеваний, в том числе самого опасного из них – ​бешенства. У нас в области в разных районах постоянно выявляются вспышки как среди диких, так и домашних животных, а очаг сохраняется только в дикой природе. Чем выше численность хищных животных, тем выше вероятность возникновения эпизоотии, тем быстрее оно распространяется. Противостоять этому можно только охотой.

Интересно привести позицию православной церкви. Она запрещает охоту «как душепагубное занятие» в следующих случаях: если вы занимаетесь браконьерством; охотитесь исключительно ради времяпрепровождения, а добытую дичь выбрасываете; ради охоты оставляете храм; пьянствуете на охоте. Если же охота для вас – ​отдых и средство разнообразить стол, то в этом нет ничего плохого. У христиан даже существует покровитель охотников – ​святой Трифон.

Особого рассмотрения требует весенняя охота. Мы продолжим разговор об этом в следующих выпусках «Охотничьего поля».

Юрий КУРОЧКИН,

инспектор ГКУ ТО «Служба охраны животного мира».


25179