6 декабря исполняется 90 лет со дня рождения известного организатора сельскохозяйственного производства, Героя Социалистического Труда, кавалера двух орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», почетного гражданина Заводоуковского городского округа, заслуженного агронома РСФСР Веденея Ивановича Архипова.
За двадцать лет его работы директором Заводоуковского опытно-производственного хозяйства валовое производство зерна увеличилось в четыре раза, молока и мяса – втрое. Было построено 4 сельских клуба, а для коллектива ОПХ – 750 квартир. Во всех отделениях работали столовые, детские сады, медпункты и магазины. Важное значение Веденей Иванович придавал совершенствованию передовых технологий и приемов труда. «Надо беречь землю, уметь трудиться на ней. И не бояться самому рождаться заново», – вновь и вновь повторяет он.
Как-то в пору губернаторства Собянина, когда еще проводили областной День животноводства, на одном из них в Нижней Тавде Архипов окликнул меня: «Не ты ли в «Тюменской правде» назвал меня великим Веденеем? Ну и загнул, парень!» Веденей Иванович пожурил меня тогда за «перебор» и пообещал рассказать о своей крестьянской планиде.
В следующую встречу я заметил:
– Веденей Иванович, у Вас просто генеральская осанка!
– И как вас, журналистов, отучить от разного рода преувеличений? – отшутился ветеран. – Хотя, признаюсь, мечтал стать генералом.
Юный Веденей в грозные годы войны, конечно же, рвался на фронт. Потому и поступил в Омское пехотное училище имени Фрунзе, скрыв от комиссии факт повреждения руки после неудачной лыжной вылазки в емуртлинские колки. Но последствия травмы давали о себе знать. В начале 1943 года его комиссовали. На этом и закончилась «генеральская карьера» Архипова. Начиналась другая – не менее звездная.
О нем часто говорили: «везучий», «в рубашке родился». К примеру, в 1963 году случилась засуха. Влаги в почве с осени было мало, да и снежком зима не баловала. Глыбистая зябь весной следующего года поэтому не разборанивалась. Удалось привести земельку в порядок лишь после обильного дождя. С 17 апреля по указанию главного агронома совхоза «Успенский» Архипова все 11 отделений приступили к севу пшеницы, чего в истории сибирского земледелия еще не случалось. Однако пшеничка раннего посева даже в условиях повторившейся засухи уродилась на славу.
Удача, скажет кто-то. Скорее, закономерный итог крестьянской выучки и земледельческого таланта.
– Я родился в деревне Носулино Упоровского района, в крестьянской семье, – рассказывает Архипов. – Отец с матерью до 1930 года работали в товариществе по совместной обработке земли, позднее вступили в колхоз. Ребятишек с детства приучали трудиться на земле: мы ухаживали за своими огородами и выезжали на прополку колхозных посевов, заготавливали сено. По окончании 8-го класса пошел рядовым колхозником в хозяйство «Память Пушкина». После непродолжительной учебы в военном училище был учетчиком тракторной бригады Емуртлинской МТС, бригадиром полеводческой бригады, агротехником Манайского участка на территории шести колхозов.
Какая это была школа для молодого человека, можно судить по такому случаю. Как-то раз единственный в колхозе комбайн вышел из строя. Пришлось все 250 га убирать конной лобогрейкой да вручную – косами. Потом вязали снопы. А вечером бригада шла на ток обслуживать молотилку, чтобы утром сдать зерно государству.
Случилось так, что парню без соответствующего образования доверили агрономическую работу в хозяйстве, объединившем 11 деревень. Опыт опытом, но жизнь ставила вопросы, на которые Архипов не мог найти ответа. И оттого душа его была не на месте. Хорошо, что вовремя заметили у Веденея Ивановича «внутренний пожар» и в 1945 году отправили учиться в Тюменский сельскохозяйственный техникум. После окончания (в 22 года!) его назначают главным агрономом Упоровского района. И снова он неудовлетворен своим образованием. На этот раз поступает очно в Омский сельхозинститут. И ладно бы холост был! Но у него семья: еще в 1948 году присмотрел приезжую учительницу Зою Уланову.
После окончания – с отличием! – института пробовали было посадить Веденея на кабинетную должность. Да где там. «Можете отобрать диплом, – заявил категорически, – но лишить меня хлебных полей не сможете».
1 января 1966 года был подписан приказ о его назначении директором Заводоуковского опытно-производственного хозяйства научно-исследовательского института сельского хозяйства Северного Зауралья. Говорят, незадолго до этого здесь побывала легковушка первого секретаря обкома КПСС Бориса Евдокимовича Щербины.
Через 20 лет Герой Социалистического Труда Веденей Иванович Архипов выступит с публичным отчетом перед аграриями великой страны. Его опыт ОПХ был признан достойным распространения, и Ведению Ивановичу вменялось «тиражировать» его по всему Советскому Союзу. Директорское место уступил своему ученику – молодому способному агроному Станиславу Шкуро.
В годы работы Архипова Заводоуковское ОПХ по праву считалось школой передового опыта. Вот что пишет в своей книге директор совхоза «Назаровский», позднее первый губернатор Красноярского края Аркадий Вепрев: «Никто не слышал до этой зимы о существовании населенного пункта Заводоуковск. А тут весь край о нем заговорил, точнее, о Заводоуковском ОПХ, что в Тюменской области. Да и как не заговоришь, если там устойчиво собирают более 40 центнеров с гектара. О таком в Сибири еще не слышали».
Московские чиновники тоже диву давались, как можно в условиях сибирского рискованного земледелия получать кубанские урожаи? Веденей Иванович вспоминает визит Председателя Совета Министров РСФСР Соломенцева в 1979 году. Подобные вояжи иногда имели и практическую пользу. К примеру, министр сельского хозяйства РСФСР Флорентьев устроил разнос руководителям облисполкома, когда увидел, что контора ОПХ размещается в деревянной халупе. Архипов тогда заметил, что им не до комфорта, так как все силы брошены на строительство школы. Министр велел забрать этот объект у УКСа и передать межколхозстрою. ОПХ получило возможность сконцентрироваться на строительстве жилья для своих работников, в том числе и конторы.
Принимал Архипов ОПХ, когда здесь получали всего 16 центнеров зерна с гектара. В 1976 году было уже 32,5 центнера, а к концу 70-х планку подняли до 40 центнеров. Рекордный урожай был взят на 280-гектарном поле в 1983 году – по 60,3 центнера. Можно сказать, совершили технологическую революцию. Одними из первых освоили поточный метод посева, разработали научно обоснованную систему внесения минеральных удобрений, построили сушильно-сортировальные комплексы. Внедрили несколько семи- и восьмипольных севооборотов.
– Было время, не могли получать урожай зерновых более 30 центнеров, – вспоминает Веденей Иванович. – Исследовали почву в лабораториях. Оказалось, что на многих участках земелька не в меру кислая. Пришлось все поля произвестковать. После этого при тех же нормах удобрений и семян урожайность на «заторможенных» полях выросла вдвое. И в животноводстве успешно внедряли новшества: культурные пастбища с поливом, активное вентилирование сена, заготовка сенажа и травяных гранул.
– А вопрос с кадрами решали очень просто, – продолжал Веденей Иванович, – заботились о тружениках. Более 20 бригад занимались строительством, в том числе жилья. Хозяйство наше было высокорентабельным. Простые работники, если трудились добросовестно, кроме зарплаты, ежегодно получали дополнительно 6 с половиной окладов, а специалисты – по 13. По-серьезному организовали досуг и отдых людей. Но и требовали от них много, в том числе повышения знаний, умения самостоятельно мыслить. Специалистов воспитывали со школьной скамьи: скажем, при средней школе в Горюново работала ученическая производственная бригада. Многие из тех выпускников получили путевки в аграрные учебные заведения.
Целое созвездие ярких имен дал области Заводоуковский ОПХ. Кроме Архипова, Героями Социалистического Труда стали комбайнер Анатолий Дубенцов и свинарь Валентин Кобылкин, полным кавалером ордена Трудовой Славы – зоотехник Виктория Солодкая. Десять тружеников – кавалеры ордена Ленина.
Не случайно в ОПХ передали на вечное хранение Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ как символ трудовой доблести.
Нынешнее поколение не знает, что дорога на Упорово была проложена в основном силами ОПХ. Созданные в процессе перестройки на землях бывшего Заводоуковского хозяйства акционерные общества «Флагман», «Лесное», «Центральное» и другие ежегодно получают высокие урожаи, надои и привесы. Достигается это применением разработанных еще в ОПХ передовых технологий и организации труда. Радуется именитый ветеран их успехам. Однако не одобряет раздробленности.
– Страдает от этого пашня, – рассуждает Веденей Иванович. – В большом хозяйстве она лучше обихаживается. Мы, бывало, до трети полей засевали горохом, чтобы на многие годы заложить почвенное плодородие. Они, мелкота, по сей день тратят этот запас. До сих пор откусывают от опэховского пирога.
Может, стоит прислушаться к мнению талантливого земледельца?



