Сегодня никого не удивляют женщина-таксист или мужчина-швея. Вот и Сара Чанаховна Матшина из села Верхний Ингал Исетского района всегда тянулась к не свойственным слабой половине специальностям.
– Сначала хотела быть токарем, – рассказывает, – потом шофёром. Отучившись три года в училище посёлка Коммунар, много лет проработала трактористкой.
Сара была предпоследним ребёнком в семье из четырнадцати детей. В начале войны её отца забрали на фронт. А через какое-то время утонула мать. Троих младших детей, в том числе и Сару, повезли в Верхнебешкильский детский дом.
– Старший брат был порезвее да посмелее и сбежал по дороге, – вспоминает женщина. – Кормился тем, что ходил по дворам, подрабатывал, помогая по хозяйству односельчанам. Так и выжил. Когда война закончилась, многие родители забрали своих детей, а нас отправили в Денисовский детский дом.
Вернулся с фронта брат, но ему разрешалось брать сестёр только в гости. Сара несколько раз убегала из детдома. После очередного побега её отправили в Рафайловский детский дом, потом – в Тюмень.
Несмотря на голодное детство, тоску по семье, Сара Чанаховна говорит, что ей нравилась детдомовская атмосфера:
– Мы никогда не ругались, не дрались между собой. Взрослые и малыши все делали вместе: дрова заготавливали, картошку сажали.
Когда пришло время выбирать профессию, Сара выразила желание стать токарем. Но часть воспитанников, отправленных на обучение, попала в железнодорожную аварию, и детьми решили не рисковать. Саре предложили овладеть ковроткачеством. Только она отучилась, как «вошла в моду» целина. Поддавшись общему порыву, она поехала в Уватский район. Работала дояркой, потом телятницей.
Спустя какое-то время, уступив уговорам брата, вернулась в родную деревню. Намеревалась получить профессию шофёра, но в колхозе её убедили выучиться на тракториста.
– Меня всегда тянуло к мужскому труду, – улыбается она, – женщины постоянно ругаются, а мужчины меня уважали и, конечно, не обижали.
Сара была единственной женщиной-трактористкой в Верхнем Ингале. Работала наравне с мужчинами, сама проводила и осмотр техники, и ремонт. Даже когда вышла замуж, родила троих детей и обзавелась большим хозяйством, не роптала. Успевала и на работе, и дома.
Из 14 ее братьев и сестёр пережили военное лихолетье только пятеро. Все смогли сохранить родственную связь.
Сейчас она осталась одна в большом доме, который выстроила с мужем Таиром. Здесь же, в Верхнем Ингале, живут сын и дочь, еще один сын – в Ялуторовске. У нее 15 внуков и правнуков. Родные заботятся о матери и бабушке, часто навещают.
В детском доме Саре Чанаховне приходилось отправлять на фронт тёплые вещи. Именно тогда она полюбила вышивать, вязать. В её доме множество ярких, жизнерадостной расцветки накидок на мебель, салфеток. Ещё больше она раздарила родне и знакомым. Любит заниматься цветоводством. Благодаря заботливому уходу у нее даже лимон и мандарин, выросшие из косточек, стали плодоносить. Словом, руки, привыкшие к работе, и сейчас не знают отдыха.



