За свою молодую спортивную жизнь тренер по настольному теннису Анна Иванова и смотрела, и замирала не счесть сколько раз.
Любовь к этой игре у нее зародилась еще в детскому саду в Ноябрьске, где жила с родителями. Тогда воспитатель Алина Назарбаева провела отбор на самых координированных. Реактивная Аня покорила быстротой реакции, старательностью, любовью к движениям.
Было бы кому их развивать. И такой энтузиаст нашелся: Николай Герасимович Пупышев. В подвальном зальчике на четыре стола, им востребованном, из вечера в вечер, из года в год он учил ребят правильному хвату и разнообразию ударов: подрезкам, срезкам, скидкам, накатам... Ну, а топ-спин (сверх закрутку мяча) Аня уже освоила сама. Это хитроумное оружие японцев, однажды взорвавшее международный турнир, обеспечило им чемпионство. Мяч, летящий по дуговой траектории, несет огромный заряд кинетической энергии. Попробуй, тронь – как ужаленный, прыгнет в сторону.
Детство плавно перешло в юность, насыщенную поездками на чемпионаты в Челябинск, Пермь, Свердловск, Москву.
И вот свершилось! На спортивном небосклоне наконец-то взошла и ее звездочка. На первенстве России в Новочебоксарске семнадцатилетняя девчонка из Ноябрьска, одолев грозных соперниц, стала первым мастером спорта по настольному теннису в Ямало-Ненецком округе.
С тех пор минуло десять лет, так- же отданных любимому спорту.
И вот с ней, снискавшей известность, бывшим игроком команды «Тюмень», а ныне тренером с университетским образованием, сидим на голубой раскладной трибуне спорткомплекса «Центральный» и беседуем о разном.
В том числе о нашей фанатичной преданности знаменитой игре, получившей еще в середине прошлого века статус олимпийской. О любви к ее взрывчатой силе, непредсказуемости, работе мысли, мгновенно считывающей игровую ситуацию. Когда во взмахах рук, быстрых перемещениях тел, наклонах, поворотах корпуса рождается своеобразный фирменный танец. И творят его сейчас перед нами Анины воспитанники.
Кто сказал, что это только детские радости – шариками пулять? Игра древняя. В тридцатых годах прошлого столетия была официально утверждена как «Настольный теннис». Взамен прежнего названия, запатентованного англичанином Бейкстером, еще за девять лет до окончания ХIХ века, услышанного им в звуках ударов целлулоидного мяча о стол и пергаментную ракетку «Пинг-понг».
У мастеров, я читал, мяч от удара свозит на скорости до двухсот километров в час, рука на рывке – до сорока. Однажды англичане Ярвис и Дуглас на спор успели настучать за минуту сто шестьдесят два удара, что занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
В зале стоит мощный бестеневой белый свет. Прямо перед нами, смотрю, стараются две резвые девчушки лет по двенадцати, отбиваясь от нападений друг друга. Однако пора поговорить и о взрослых из близкого Аниного круга. В первую очередь это Георгий Михайлович Михайлов, исполнительный директор Федерации настолько тенниса по Тюменской области.
Услышав его фамилию, я оживился. О Гоше, как я его называю, знаю почти все. Замечательный игрок! Виртуоз подачи! Но главное – я его спортивный крестник.Более тридцати лет назад, будучи молодым энергичным кандидатом в мастера спорта, Михайлов в подтрибунном пространстве стадиона «Центральный» создал в Тюмени теннисный клуб «Факел». Выцыганив на международном турнире шесть столов чехословацкого производства, завез их туда и стал по собственной инициативе тренировать школьников.
Многих потом довел до кондиции кандидатов в мастера спорта: О. Насонова, Д. Ярцева, И. Белякова... Девчонок Е. Брохес, Е. Нохрину.
Он бросил клич всем желающим, дав объявление в газете о наборе бесплатных групп здоровья. Тогда-то автор этих строк и оказался среди откликнувшихся. С годами, почувствовав уверенность, участвовал в турнирах «Интерветеран». Привозил призы из Тобольска, Камышлова, Кургана, Екатеринбурга, Москвы, Ростова, Старого Оскола, Раменского.
О горячей мечте Михайлова мне тоже известно. Иметь Дом тенниса. Со специализированным просторным залом, высоким потолком (чтоб под «свечу»). С яркими светильниками над каждым столом. С балконами или раскладными трибунами для болельщиков. С живым ребячьим присутствием. Со штатом тренеров, расписанием занятий в группах по возрастам. Мастер-классами. Турнирами. Мечты, мечты... Что-то намечалось уже, но срывается.
– На Михайлове, – сказала Анна, – у нас держится всё: тренерская работа с детьми, экипировка, организация поездок на турниры. Привлечение спонсоров...
Добавлю, ветеранское движение – тоже. С триумфом туда входят А. Курин, А. Кривой, А. Худяков... И несть им числа. Как тут не скажешь: «Ведь это им зажженный «Факел» нам светит до сих пор».
Еще – Елена Сергеевна Брус, молодая вынужденная переселенка из Донецка, тоже тренер и мастер спорта по настольному теннису. Она влила в тренировочный процесс живую струю. Всегда поможет дельным советом.
Уже простившись, на выходе вспомнил, что не поделился с Анной собственным наблюдением: настольный теннис в ранге физкультуры жизнь вообще-то не продляет, но старость – отодвигает!



